Во-первых, перед тем как переехать в Астану и стать мажилисвумен, Зауреш Джуманалиевна работала заместителем акима города Алматы и курировала социальную сферу.
Во-вторых, еще раньше была акимом Бостандыкского района этого же мегаполиса. В-третьих, в целом 17 лет возглавляла сферу родовспоможения Алматы. Кстати, Зауреш Аманжолова в 31 год стала самым молодым главным врачом родильного дома № 5. Потом 11 лет стояла во главе городского перинатального центра, куда обычно привозят рожениц с самыми тяжелыми диагнозами и патологиями.
Но популярность Зауреш Аманжоловой объясняется вовсе не высокими должностями в ее автобиографии, а ее исключительно высоким профессионализмом как практикующего акушера-гинеколога. За годы своей работы она приняла 15 тысяч родов! То есть помогла прийти в жизнь огромному количеству малышей. Практически все беременные алматинки старались попасть именно к ней. Поэтому вполне обосновано, что нынешнюю мажилисвумен называют «врачом от Бога, врачом с золотыми руками».
Трудно ли быть депутатом, если человек привык работать «в поле»? Что предпринимают мажилисмены для улучшения ситуации с многодетными матерями? Не скучает ли Зауреш Джуманалиевна по своей профессии? Эти и другие вопросы ЛИТЕР адресовал мажилисвумен, члену фракции партии «Нұр Отан» и Комитета по социально-культурному развитию Мажилиса Парламента РК.
«Мы – за единый подход и четкую социальную карту»
– Недавно вы адресовали депутатский запрос Премьер-министру РК Бакытжану Сагинтаеву. В нем вы предложили сформировать по каждому региону специальную социальную карту. Думаете, акимы не владеют с ситуацией в собственной вотчине, а правительство не делает свод по социально-уязвимым слоям населения?
– Ни в коем случае. Я как депутат часто выезжаю в регионы, вместе с коллегами внимательно знакомлюсь с ситуацией на местах. Меня как члена Комитета по социально-культурному развитию Мажилиса Парламента РК как раз интересует, как поставлена работа по социальной защите населения?
Улучшение благосостояния населения – приоритет социальной политики нашего государства. Ежегодно выделяется порядка 365 млрд тенге на поддержку малообеспеченных граждан страны.
Как известно, по поручению Главы государства создана рабочая группа Правительства по выработке предложений по повышению доходов и улучшению качества жизни граждан страны, в том числе по усилению мер поддержки многодетных семей.
Мы, депутаты, полагаем, что созданной рабочей группе необходимо сформировать по каждому региону специальную социальную карту с учетом их специфики в разрезе села, района, области с четким указанием категорий граждан, нуждающихся в целевой поддержке государства.
В свою очередь депутаты Парламента готовы принимать активное участие в работе данной группы, вносить конкретные предложения, высказанные по итогам наших рабочих встреч с населением.
Полагаем, что наша совместная работа позволит усовершенствовать государственные меры по решению актуальных социальных вопросов, волнующих население нашей страны.
– О какой конкретной специфике для социальной карты идет речь?
– В инициированной нами социальной карте должен быть единый подход. В некоторых регионах, например, в Мангистауской и Кызылординской областях, выдаются бесплатные гранты для поступающих в вузы и колледжи. Почему бы такой опыт не распространить на другие области? На самом деле при появлении инициированной нами социальной карты картина будет более целостной. Ведь не секрет, что в одном регионе может быть хорошо отлажен механизм оказания именно одного вида социальной помощи многодетным семьям, а в другой области – существует прекрасный пример для распространения на другие регионы.
Депутатами – членами Комитета по социально-культурному развитию –внимательнейшим образом были изучены меры поддержки, оказываемые акиматами регионов социально уязвимым слоям населения.
По сведениям местных исполнительных органов, поддержка идет максимальная. Это и выплаты социальных пособий отдельным категориям граждан за счет средств местного бюджета, и поддержка нуждающихся продуктами и предметами первой необходимости.
Всего по республике помощь была оказана порядка 2,8 млн человек на сумму почти 132 млрд тенге. При этом активно привлекается спонсорская помощь для нужд малоимущих и нуждающихся. Речь идет о 15 млрд тенге.
В целом, акиматами оказывается 10 основных форм поддержки. Речь идет о социальной помощи по решению местных представительных органов, льготах на проезд в общественном транспорте, жилищной помощи для малоимущих семей по субсидированию коммунальных услуг от 50 до 95% от начисления.
Также акиматы обеспечивают их бесплатным топливом, продуктами питания, детей – учащихся школ – бесплатным питанием, школьной формой и школьными принадлежностями, отдыхом в детских лагерях, турпутевками….
Все эти благие дела надо свести в одну базу, чтобы упорядочить оказываемую государством помощь, полезный опыт сделать в стране системным. Возьмем, например, общий доход. Как он формируется? Допустим, старший ребенок в многодетной семье уже студент и получает стипендию. По нашему мнению, ее не нужно засчитывать в общий доход семьи. Ребенок получает стипендию – значит, хорошо учится. Он имеет право на социальный пакет. И мы должны его поощрять за хорошую учебу, а не ущемлять.