30-летие независимости: как Казахстану удалось построить новое государство
Наступивший 2021 год для Казахстана – знаменательный. В этом году жители страны отмечают 30-летие независимости. Политолог Канат Сарин рассказал, как Казахстану удалось построить новое государство, передает Liter.kz.
По его словам, Казахстану за 30 лет удалось успешно справиться с большей частью стоявших перед ним задачами.
"В уже далекие 90-е годы – перед молодой суверенной республикой стояли глобальные вызовы. Как ни парадоксально, одним из таких вызовов был одномоментный распад СССР и поиск необходимого инструмента по управлению стремительными центробежными процессами и сохранению взаимодополняющих экономических, политических, гуманитарных связей. И таким инструментом тогда стало Содружество независимых государств", - заявил Сарин.
Думай глобально…
Ежегодно, отмечая День независимости, мы подразумеваем свершившийся в 1991 году исторический факт – принятие Конституционного закона РК «О государственной независимости Республики Казахстан», который оформил юридический статус республики как суверенного государства.
"На деле же процесс обретения государственной независимости вместе с ее атрибутами был начат еще раньше и продлился гораздо дольше, вплоть до середины 90-х годов. Известно, что принятию исторического для Казахстана документа предшествовали глобальные политические сдвиги, кульминацией которых стало так называемое Беловежское соглашение. Но драматургия тех событий была очень сложна – официальное упразднение Советского Союза содержало в себе больше вопросов, чем ответов. Именно тогда особенно ярко проявился стиль политического руководства Нурсултана Назарбаева, основанный на прагматичности и объективности оценки текущей исторической ситуации, - говорит политолог.
В недавно вышедшем документальном фильме «Штрихи к портрету» Первый Президент Казахстана очень четко охарактеризовал ситуацию тридцатилетней давности, когда Казахстан стоял перед серьезным историческим вызовом.
«Мы, действительно, из всех республик последними объявили о независимости. Де-факто мы независимыми уже были. Потому что все остальные были независимыми от нас, – констатировал Елбасы. Сама Россия объявила независимость 12 июня 1990 года. А официально Советский Союз развалился в конце 1991 года… Таким образом, мы подошли к тому, что мы остались одни и независимые, без войны, без драки. И я оказался во главе такого государства», – сказал Первый Президент.
По его словам, в тот момент стоял вопрос не в том, кто раньше из союзных республик объявил о независимости.
«Вопрос не в том, чтобы кого-то обогнать, быть первым или последним, вопрос – сохранить государство. Объявить независимость – это одно, а вот сохранить ее – совсем другая категория, более сложная», – резюмировал Назарбаев.
По словам политолога, в этой фразе Елбасы подразумевается не только основополагающий вопрос становления государственности с политическими, экономическими, социальными институтами.
"Безусловно, геополитический аспект на тот момент являлся главнейшей текущей задачей: как до конца не разрушить привычную политическую конструкцию, играющую большую стабилизирующую роль в регионе, как сохранить еще действующую систему коллективной безопасности, как использовать всю имеющуюся государственную базу бывшего СССР в сложном переходном периоде. Надо ли говорить, что поднимая все эти вопросы на фоне общей «эйфории» от независимости, Нурсултан Назарбаев демонстрировал высокий класс государственного управления и свою политическую зрелость, которые историкам еще предстоит оценить по достоинству", - отметил он.
Как это было
Пути выхода из случившегося глобального политического кризиса, в процессе которых нередко рождаются новые независимые государства, на тот момент были разными. Буквально недавно в том же фильме «Штрихи к портрету» Нурсултан Назарбаев поведал о варианте создания межгосударственного «туркестанского» объединения. В эфире телеканала «Хабар» Елбасы в частности рассказал о намерениях создания Союза туркестанских государств, предшествовавших образованию СНГ.
"Ельцин звонит и говорит: «Осталось тебе подпись поставить» (Беловежское соглашение – ред.). Под чем подпись поставить? Я не читал документы, не видел. Как вы это решаете? Я не участвую, этот вопрос требует большого обсуждения. Приехал назад и позвонил нашим соседям по Центральной Азии – президентам Узбекистана, Таджикистана, Киргизии, Туркменистана. Я говорю: «Надо собраться, обсудить ситуацию, что мы должны делать, как нам быть». 12 декабря собрались в Ашхабаде, целый день с утра до ночи мы обсуждали, как нам быть... Было предложение создать Туркестанский союз, Союз туркестанских государств. Это означало раскол по признаку этническому: там славяне, здесь – тюрки. Я говорю, что так не пойдет, мы же много лет жили по другому принципу, по другой идеологии, были единым государством и единым народом... Давайте, более разумными будем", – рассказал Нурсултан Назарбаев.
Первый Президент отметил, что решение создать отдельный региональный союз могло бы вызвать не только непонимание со стороны других государств, но и спровоцировать военные столкновения.
"Пока мы заседали, несколько раз позвонил Ельцин. Переживали они, куда мы выведем, соединимся или не соединимся. В конце концов, договорились 21-го встретиться в Алма-Ате: не присоединяемся ни к кому, а вместе собираемся и решаем вопрос, что нам делать. Конечно, Ельцин сразу согласился. Приехали 21 декабря в Алма-Ату и там образовали СНГ – Содружество независимых государств", – сказал Елбасы.
Но легко говорится, делается трудно, такой фразой Нурсултан Назарбаев вспоминает, как руководителям государств тяжело было прийти к единому мнению.
"До этого предыстория была такая: собирались в Москве – не договариваемся. Обстановка трудная, тяжелая. С Горбачевым советуемся, он со мной советуется, и в казахстанском постпрессе собрались: я, руководители России, Украины, Беларуси – вчетвером. Слушайте, разваливается же все, что нам делать, надо же что-то делать, удержать. Может, мы объявим союз 4-х государств, в которых находится 90% экономики страны, и объявим, кто хотите, присоединяйтесь к нам, и мы создадим новый союз, учитывающий интересы всех остальных? Но кто пойдет с этим предложением к Горбачеву? Конечно, Россия должна пойти – «Нет, я не пойду». Я говорю украинскому президенту, что «вы – вторые по величине. – «Нет, говорит, там арестуют». Все сказали, что только ты можешь пойти, он тебя уважает. И я начал говорить: «не потому, что мы этого хотим – все разваливается, что-то же надо делать», – рассказал Нурсултан Назарбаев.
В прошлом году ко Дню Первого Президента Н. Назарбаев дал интервью для серии фильмов «Бросить вызов судьбе», в том числе рассказывающей о том, как лидеры союзных республик создавали СНГ. Он вновь напомнил о ситуации 1991 года, когда опасность резкого обрыва многовекторных связей между союзными республиками мог привести к катастрофе. Именно этим событиям и активному участию Елбасы в сохранении прежде всего экономических связей на 1/6 части суши посвящена первая серия цикла документальных фильмов «Бросить вызов судьбе».
Опуская полные трагизма события 1991 года – попытки реформировать Союз, ГКЧП, Беловежское соглашение, что, безусловно, имело прямое отношение к образованию СНГ, – можно упомянуть, что Беловежское соглашение на тот момент многими было воспринято как объединение славянских республик. Именно поэтому и встал вопрос об объединении Казахстана, Средней Азии и Закавказья.
"В ответ на новое славянское образование предполагалось создать тюркское, что грозило разделением на отдельные блоки с последующей конфронтацией. Это могло привести к совершенно непредсказуемым последствиям. Ведь тюркоязычные республики есть и в составе России. Как поведут себя они? А сколько славян в Казахстане и среднеазиатских республиках?" - вспоминает Н. Назарабаев.
Канат Сарин отметил, что Елбасы сумел уговорить лидеров тюркских и славянских республик учредить СНГ с равноправными полномочиями всех его будущих участников. Это событие произошло в Алматы 21 декабря 1991 года.
Как вспоминает генерал Мухтар Алтынбаев, в первый раз он увидел Назарбаева в Москве на офицерском собрании в Кремле, где присутствовал весь генералитет СССР.
«В конце концов, офицерское собрание потребовало прибытия президентов, чтобы объяснили, что же с Вооруженными Силами. Но на это офицерское собрание прибыли всего два президента: Ельцин – ну ясно, раз в Москве, – и Нурсултан Абишевич. Остальные отказались ехать. Из-за страха, что ли? Потом уже поняли: это все. Ждали выступления Ельцина, но выступил Нурсултан Абишевич. Интересное выступление было. До этого обстановка накалилась настолько, что чуть не дошло до драки. Когда он начал выступать, все успокоились и внимательно слушали, а после аплодировали стоя, когда президенты уходили. Если бы выступления Елбасы не было, непонятно, куда бы ситуация повернула, не исключено, что могли переворот сделать и власть военную забрать», – предположил Мухтар Алтынбаев.
В то время Казахстан не единожды мог изменить свой курс, поскольку в те сумрачные времена ни один путь не казался очевидным. Тем не менее, во многом благодаря политическому таланту и прозорливости Нурсултана Назарбаева, события Истории пошли по самому компромиссному спасительному сценарию.
Алма-Атинская декларация – триумф созидательной силы
Политолог отметил, что в сложившихся условиях, после попытки переворота и подписания Беловежского соглашения, рассчитывать на сохранение союзных отношений с братскими республиками стало невозможным. Поэтому 16 декабря 1991 года Верховный Совет Казахстана принял закон о независимости и государственном суверенитете Республики. Тогда, перед только что образованными государствами встали еще более сложные вызовы – нужно было определить курс развития страны, сохранить экономические артерии народов бывшего Союза, обеспечить национальную безопасность, целостность новых госграниц и задать успешный тренд на самостоятельный выход в мировое сообщество.
"В период, когда во всех странах Союза общественность и политические элиты были сконцентрированы на идеях плюрализма, суверенитета и рыночной экономики, тема интеграции была на самом последнем месте и даже вызывала отторжение. Но в одночасье разорвать все отношения с соседними государствами означало поставить под угрозу будущее своего народа. Осознавая масштабность грядущих проблем, Нурсултан Назарбаев выступил с инициативой провести встречу лидеров бывших союзных республик в Алма-Ате с тем, чтобы подтвердить и закрепить в соответствующем документе исторические корни отношений дружбы, добрососедства и взаимовыгодного сотрудничества между странами, а также задать вектор для развития других объединяющих проектов на постсоветском пространстве", - заявил политолог.
В результате активной работы казахстанского руководства, 21 декабря 1991 года главы 11 постсоветских республик собрались в Алма-Ате. Итогом состоявшихся переговоров стала «Алма-Атинская декларация СНГ», в которой провозглашалось создание Содружества Независимых Государств, были определены его цели и принципы и обозначено стремление к равноправному объединению. Так, одним из главных принципов функционирования СНГ стало обеспечение равноправного участия субъектов бывшего Союза и признания всех государств СНГ в качестве учредителей. Одновременно подтверждалась «приверженность сотрудничеству в формировании и развитии общего экономического пространства, общеевропейского и евразийского рынков».
"Этот документ, по сути, стал первым интеграционным шагом исторически взаимосвязанных стран в их новейшей истории. И если соглашение в Беловежской пуще объявило миру о кончине СССР, то Алма-Атинская декларация СНГ, напротив, провозгласила создание нового объединения, которое и сегодня, спустя тридцать лет, демонстрирует высокий и эффективный объединяющий потенциал. Таким образом, в этот день был решен самый важный вопрос – о будущем независимых, но геополитически и исторически взаимосвязанных стран-соседей", - отметил Канат Сарин.
С момента образования Содружества в его адрес поступало немало критики как со стороны самих стран-участниц, так и от внешних партнеров, отметил политолог. Сначала его сравнивали с попыткой цивилизованного развода государств некогда сильнейшей державы, позже предметом критики стало само функционирование СНГ, а затем стало модным говорить о неминуемом крахе этого объединения.
"Однако в реальности видится совершенно другое: за три десятилетия Содружество доказало свою состоятельность, продемонстрировав, что успешно справляется со своей стратегической установкой. Создаются условия для формирования политического диалога между новыми странами, обеспечивается экономическая взаимосвязь десятка государств и, что немаловажно, развиваются гуманитарные связи между братскими народами. Лидеры стран-участниц Содружества демонстрируют позитивный настрой и готовность к дальнейшему развитию интеграционных процессов", - заявил Сарин.
Таким образом, вместе с Независимостью Казахстана свой 30-летний юбилей отметит и Содружество независимых государств. СНГ стало важным фактором стабильности на постсоветском пространстве и на самом деле стало влиятельным региональным объединением, даже несмотря на имеющиеся издержки.
"Сейчас можно с уверенностью сказать, что Алма-Атинская декларация 1991 года, которая фактически объединила большинство стран бывшего Союза, создала возможности для подготовки и успешного воплощения на базе СНГ новых интеграционных идей. За все эти годы страны Содружества смогли выстроить и продолжают развивать систему совместных ответов по грядущим глобальным вызовам. В военно-политической сфере это Договор о коллективной безопасности, в экономической – Евразийское экономическое сообщество, в гуманитарной сфере – регулярные контакты на площадках Межгосударственного фонда Гуманитарного сотрудничества СНГ и других клубов", - заявил Сарин.
Между тем организационная структура сотрудничества с течением времени дополнилась Советом глав государств, Советом глав правительств, Межпарламентской Ассамблеей СНГ, Советом министров иностранных дел, межгосударственными советами руководителей различных отраслей экономики, Исполнительным Секретариатом СНГ, ДКБ и так далее.
Если СНГ, по сути, было создано для уменьшения политических издержек в процедуре ликвидации СССР, то сегодня организация имеет большое гуманитарное значение. Кроме того, межгосударственные и межправительственные органы сотрудничества в СНГ были призваны сыграть большую роль в развитии интеграционных процессов.
"Что касается значимости Казахстана в СНГ, то известная позиция Елбасы неизменно выдвигала республику в число самых активных и инициативных членов Содружества. По большому счету Казахстан и лично Нурсултан Назарбаев как бы несут особую ответственность за судьбу СНГ, поскольку именно нашего Первого Президента считают главным автором создания Содружества. Быть может, поэтому установление и развитие равноправных и взаимовыгодных отношений со странами СНГ всегда были одним из приоритетов внешней политики Казахстана, - отметил политолог.
Все это определило особое место Казахстана на пространстве Содружества. С одной стороны, со всеми государствами СНГ у республики сложились хорошие, доверительные отношения, с другой – наша страна выдвинулась в качестве регионального лидера из числа других центрально-азиатских республик. И не будет преувеличения в том, что с момента образования в 90-х годах нового политического пространства именно Казахстан и его лидер Нурсултан Назарбаев выступали эталоном цивилизованных, дружеских и взаимовыгодных отношений новых независимых государств.