Последнее пристанище Чингисхана до сих пор остается загадкой. Хотя...
Историки бьются над этой загадкой уже несколько веков. Время от времени появляются различные версии, на проверку которых снаряжаются экспедиции.
Но, увы, все они оказываются безрезультатными. Великий полководец, завоевавший некогда полмира, перехитрил всех. Но одна из величайших исторических загадок не дает покоя многим отчаянным головам. Не может быть, чтобы такого человека похоронили как простого смертного!
У жителей Семейского региона на этот счет есть свое предположение. Примерно в двухстах километрах от города Семея в Абайском районе есть горы Шынгыстау.
Старожилы бережно передают потомкам предание о том, что именно на одной из вершин Шынгыстау Темуджин был поднят на белой кошме и провозглашен ханом, после чего и получил новое имя. По мнению аксакалов, и погребен был хан где-то поблизости.
А почему же для последнего пристанища из всей огромной завоеванной территории хан выбрал эти почти безлюдные степи?
Да потому, хитро улыбнутся старики, что Чингисхан уже тогда знал, где находится географический центр Евразии! А где же еще быть похороненным могущественному завоевателю, как не на пупе земли, с коим он себя и отождествлял!
В этой же местности есть небольшой аул Орда (ставка), расположенный, с точки зрения военной науки средних веков, очень даже грамотно. Аул лежит как бы в чаше, окруженный небольшими сопками, с которых окрестность видна как на ладони. А вот Орду можно обнаружить только на расстоянии одного километра. Откуда возникло говорящее название, не помнит никто. Может быть, Орда и была когда-то той самой Золотой?
В этом же районе есть гора Актас с пещерой Коныр-Аулие. В пещере есть озеро, вода которой считается целебной. Происхождение пещеры покрыто мраком, таким же плотным, какой встретит вас в самой пещере. Одно из преданий гласит, что под пятнадцатиметровой толщей воды на дне пещеры есть потайная дверь. Так вот, за этой дверью и скрыта главная пещера, ставшая склепом – последним местом упокоения загадочного хана.
Легенд вокруг озера немало. Что есть правда, а что красивый миф, возможно, выяснят потомки. Говорят, что в водоеме есть едва различимое течение и оно неведомыми подземными путями связано с Меккой.
Еще рассказывают, что есть у озера свой страж – дух одного их предков. Кто-то даже показывал фотографию фантома: белый, как лунь, старик, призрачно мерцающий из кромешной тьмы.
А вот еще один рассказ, весьма похожий на правду. События развивались в советское время, когда действовал ядерный испытательный полигон. Группа туристов зашла в пещеру, когда на полигоне прогремел очередной взрыв. Куском скалы завалило вход. Люди, замурованные в гроте, были обречены на медленную и мучительную смерть от голода и переохлаждения. Но их спас филин, невесть откуда взявшийся в пещере. Он пролетел и "прогугукал", как бы зовя пострадавших за собой. И действительно вывел к небольшому отверстию наверх.
Записки из архива
В городском архиве есть исторический документ "Записки Семипалатинского подотдела императорского Русского географического общества", датированный 1912 годом. В "Записках" есть статья чиновника Брюханова, который описал озеро и пещеру:
За Чингизским хребтом, обогнув с севера-запада подножие горы Актас и выйдя к речке Чаганка, можно увидеть вход в пещеру Коныр-Аулие. Хребет Актас (Белый камень) состоит из белой известковой породы и вполне оправдывает свое название: издалека заметен на зеленом фоне благодаря белизне своих вершин. Недалеко от входа находится большое захоронение с надгробными памятниками, представляющее несомненный интерес для археологов.
Вход в пещеру – расщелина – настолько узкий, что человек может пройти только боком. Высота входа – чуть более двух метров. Но метра через полтора входящий попадает на просторную площадку, как бы служащую преддверием пещеры и посыпанную чистым песком. Отсутствие в окрестностях песчаных мест и вообще песка заставляет предполагать, что песок доставлен сюда извне. Дальше дно пещеры покрыто огромными камнями. В 10 метрах от входа лежит каменный идол.
"Калмык" – называют эту фигуру местные жители. Еще дальше слева второй сверток пещеры, в конце которого малое подземное озеро. Но это лишь подступы к большому. Справа от входа расположена главная пещера. Ее контур тянется на 115-120 метров, ширина колеблется от 10 до 40 метров. В конце пещеры и расположено таинственное озеро. Его примерные размеры 17-18 на 12-15 метров. Озеро глубокое, и вода в нем удивительной чистоты. На вкус сильно отдает известью. Недалеко от пещеры есть древнее захоронение с памятниками каменного века.
Живая вода
Пещера в наши дни стала местом паломничества. Говорят, что еще предки казахов и джунгаров залечивали здесь раны в перерывах между боями, когда объявлялось временное перемирие. Воевать в священных местах считалось святотатством.
В Шынгыских горах на территории ВКО
начался сезон паломничества к пещере Коныр аулие.
О чудодейственной силе озера свидетельствуют очевидцы. Наркоманы бросают колоться, злостные курильщики – смолить, выпивохи становятся трезвенниками. Особенно озеро благосклонно к женщинам, которые не могут забеременеть. Говорят, только в прошлом году после посещения озера 19 женщин обрели счастье материнства.
Те, кто там побывал, делятся незабываемыми впечатлениями. Приехать к пещере не напасть – лишь бы у озера не пропасть! Сначала нужно пройти через скользкие валуны. Вода настолько холодная, что конечности может сразу стянуть судорогой. Нестерпимо ломит кости ног. Панически хочется бежать обратно, причем не оборачиваясь. Организм, не привыкший к экстриму, настоятельно требует не маяться, а в тепло, в тепло! Но самое ужасное, что нужно не просто помочить ножки, а окунуться в этот жидкий лед с головой от трех до семи раз!
Проводником на святые места служат баксы – казахские шаманы, обладающие экстрасенсорными способностями. Они-то и учат всем правилам лечения в пещере. \
Они же советуют входить в воду только с чистыми помыслами, нельзя курить, неприлично выражаться. Прежде чем войти в пещеру, нужно пройти обряд омовения, не произнося при этом ни звука. Если обмолвился невзначай – начинай сначала. Женщины должны входить в воду в платьях и с покрытой головой.
Прежде чем посетить святые места, многие считают необходимым побывать на могилах знаменитых предков казахов: Абая, Шакарима, Енлик и Кебек, семьи Кунанбаевых, Мамая-батыра и других, которые расположены в этом же районе. Поэтому вместо двухсот километров они преодолевают тысячу.
По мнению врачей, феномен самовнушения, который здесь явно имеет место быть, еще до конца не изучен. Вера творит чудеса. И еще здесь явно применяется метод шоковой терапии, когда организм, попадая в стрессовую ситуацию, включает на полную катушку резервный запас, доселе мирно дремавший где-то в глубинах сознания.
Как бы то ни было, но людям посещение озера идет только на пользу. Если не верите – поезжайте и убедитесь сами.
Много загадок таит в себе чудо-озеро. Что скрыто под толстым слоем ледяной воды, не знает никто. Для спелеологов тут непочатый край работы. Возможно, именно здесь сокрыта разгадка величайшей тайны, над которой бьются вот уже несколько сот лет историки мира.