Новости Казахстана Главные новости Новости мира Политика Экономика Бизнес Коррупция Деньги

Уйдут ли вузы в онлайн: как пандемия повлияла на университеты Казахстана

Эксперты говорят о необходимости скорейшего переосмысления и трансформации высшего образования.
Уйдут ли вузы в онлайн: как пандемия повлияла на университеты Казахстана

Пандемия коронавируса навсегда изменила мир. Эксперты отмечают, что изменится не только политика и государственный строй стран, их экономика, но и все остальные сферы жизнедеятельности людей. Речь идет и о системе образования. Последняя, как и другие отрасли, признают аналитики, оказалась не готова к функционированию в условиях карантина и сейчас вынуждена в сжатые сроки адаптироваться к новым реалиям и вызовам, передает Liter.kz.

Специальный Представитель Президента Российской Федерации по цифровому и технологическому развитию Дмитрий Песков на международном онлайн-форуме «ПОСТ-COVID-19: переосмысление и реинжиниринг высшего образования» указал на то, что говорить «посткоронавирусный» не совсем точно, так как человечество имеет дело с новым вирусом, с которым «теперь будет жить всегда». Эксперт считает, что неизбежно возвращение следующих «волн» КВИ и, что мы еще не раз будем уходить на карантин.

«Это первый вирус, который досконально изучен и доступен на уровне биоинформатики по всему миру. Это означает, что его производные также будут появляться разными способами. Это новая реальность и думать, что мы вернемся (к прежней жизни - Ред.) и все будет как прежде, об этом надо забыть», - сказал он.

Между тем, по его оценке, то, что сейчас происходит в мире в высшем образовании, к цифровому образованию, к онлайн образованию настоящему, качественному, не имеет никакого отношения. Он назвал те меры, которые предпринимаются сейчас в этой сфере, «жалкими протезами, которые ставят в глубоко устаревшие офлайн системы, для того, чтобы поддержать студентов и занять их».

«Нет ни одной страны мира, которая бы обладала ответами на вопросы - сколько студентов у них точно находится, чему они учатся, как они учатся, нет системы мотивации для обучения в новом мире, нет системы взаимодействия с преподавателями, систем сопровождения персонального образовательного пути человека. Поэтому ничего похожего на образование в онлайн  сейчас нет. Это просто социальная занятость, для того, чтобы они не сошли с ума», - пояснил он.

Дмитрий Песков указал на важность создания «гибридной» формы обучения, которые предполагает офлайн-обучение с переходом на онлайн-обучение и наоборот в зависимости от обострения и улучшения эпидемиологической ситуации, либо в условиях следующих кризисов, к примеру,  технологических, которые тоже представляются неизбежными.

Кроме того, эксперт считает, что нужно научиться поддерживать работу со студентами принципиально разных типов мотивации, то есть с теми, кто способен самостоятельно устанавливать для себя цели, теми, кому нужен жесткий контроль и с теми, кому достаточны навигаторы.

С ним солидарен ректор Российской экономической школы Рубен Ениколопов.

«То, как отреагировали университеты в данный момент, это временный режим, преподаватели просто начали читать лекции в Zoom и так далее. Это протез, это не то, что останется с нами. И гибридное обучение - сочетание онлайн и офлайн обучения, и методология оптимального сочетания этих режимов обучения будет ключевой ценностью», - считает он.

Ректор польского университета Kozminski University Витольд Биеленски считает, когда этот кризис окончится, мы будем жить в другом мире. При этом сейчас никто до конца не знает, каким он будет, но ясно одно: высшее образование нужно реформировать и трансформировать так, чтобы оно было полезным и эффективным.

Тем временем министерство образования и науки Казахстана уже заявило о планах на законодательном уровне пересмотрят формат очного обучения студентов.

В свою очередь советник Президента РК по экономическим вопросам Олжас Худайбергенов указал на вероятность усиления конкуренции среди университетов страны. И если тренд на онлайн образование будет продолжаться, то это приведет, с его слов, к переформатированию самого рынка вузовского образования, при котором часть игроков уйдут, а оставшиеся - начнут кооперацию не только между собой, но зарубежными вузами.

«Если раньше контент был ограничен физическим присутствием преподавателя, то есть он должен приехать сюда, то, другое, то сейчас это будет совмещаться онлайн. И думаю, пойдет тренд предлагать double degree programm (программы двойного диплома - Ред.). Это думаю, станет модным и те вузы, которые первыми это начнут делать, больше людей привлекут», - добавил он.

Единственное, в чем не согласны эксперты, так это в вопросе снижения стоимости обучения в вузах. Так,  Худайбергенов заявил, что есть предпосылки для снижения стоимости образовательных услуг. Тому, с его слов, может способствовать вероятное увеличение количества грантов со стороны государства.

Тогда как региональный директор QS по Восточной Европе и Центральной Азии Зоя Зайцева  считает, что стоимость обучения для многих университетов на самом деле из-за внедрения нового формата курсов наоборот повысятся, но они повысятся в краткосрочном периоде, но в дальнейшем будут дешевле.

В целом, по ее словам, студенты ожидают снижения цен между 20 и 50%.

«Но реально глядя на ситуацию, я могу сказать, что большинство университетов и по Европе и по университетам США, обсуждаются скидки с 15 до 30-35%. Но о 50% скидке никто не говорит», - отметила эксперт.

Она также не согласна с тем, что большинство вузов не знают, где их студенты, как они обучаются. С ее слов, это достаточно просто мониторить с помощью системы управления международной мобильностью.

По ее словам, также возник вопрос психологической адаптации после изоляции. В этой части, отметила эксперт, теперь студентами при поступлении будет учитываться наличие службы психологической и медицинской поддержки в университете.

Новости партнеров
×