Казахстанская художница Рауза ЕРАЛИЕВА: «Я – частица мира»
И даже через эти строки можно мысленно увидеть ее творения, полотна, и, конечно же, душу, которая является «частицей мира».
Начало пути…
Рауза Ералиева родилась в 1936 году на Украине, где по долгу службы находились ее родители. А уже остальная часть жизни ее протекает в Алматы, где она выросла, обучалась художественному ремеслу, вела педагогическую деятельность, развивалась как художник-оформитель, создала крепкую семью и пишет прекрасные картины. Ее наставниками были выдающиеся мастера изобразительного искусства Казахстана – Айша Галимбаева, Канафия Тельжанов.
Со слов художницы, именно они привили ей любовь к живописи, восприятию цвета, пониманию природы. Хотя, ее мама при жизни рассказывала о дочери своим внукам, что Рауза родилась с кистью, убегала из дома с альбомом и проводила дни на крыше или дереве.
В работах Раузы Ералиевой есть элементы экспрессионизма, кубизма, картины в стиле ню и полотна с тонким этнографическим флером – портреты в национальных головных уборах. Пейзажи, натюрморты, животные, портреты…, все они окутаны тайной ее души, о которой знает только она. Художница предпочитает работать мастихином, придающим картинам декоративную фактурность и динамичный характер.
А как она играет цветом, это нужно увидеть своими глазами.
– Серьезно к живописи она пришла после моего рождения и начала рисовать на доскахполочках от мебели, за неимением в те трудные времена дорогих холстов. А сегодня в ее распоряжении самое лучшее, что только есть на рынке, – говорит ее дочь Мадина, рассказывая о недавних нашумевших выставках мамы, которые прошли в музее имени Кастеева в Алматы и прибалтийских странах, в рамках государственной программы «Рухани жаңғыру» и реализации проекта «Современная казахстанская культура в глобальном мире».
…Если человек талантлив и верен себе, признание рано или поздно приходит к нему. Только так можно охарактеризовать выход в свет, в народ гениальной художницы нашего времени Рау зы Ералиевой, которой сегодня ни мало, ни много – 82 года. Все эти долгие годы она творила для себя, заполняя стены своей квартиры и домов близких неповторимыми полотнами, которые были скрыты от чужих глаз. И однажды детям все же удалось уговорить маму, чтобы ее творения увидели и другие.