Пограничный вопрос. Казахстану не грозят конфликты с соседями по Центральной Азии
Ожесточенный конфликт между жителями Узбекистана и Кыргызстана произошел 31 мая, пострадали люди. Нерешенность вопроса делимитации границ между странами Центрально-Азиатского региона копит в себе большой конфликтный потенциал.
Пресс-служба Баткенской областной администрации сообщила, что конфликт начался около 12:30 между жителями кыргызского села Чечме и узбекского села Чашма анклава Сох. Причиной стычки стал словесный спор во время совместной очистки родника Чечме о том, кому принадлежит источник.
Как пишут местные СМИ, между гражданами завязалась ссора, переросшая в конфликт – люди начали бросаться друг в друга камнями, их не смогли остановить прибывшие к месту происшествия сотрудники правоохранительных органов.
К вечеру того же дня жители с обеих сторон все еще не покидали приграничной территории, но накал противостояния заметно спал. В министерстве здравоохранения КР сообщили о пятнадцати пострадавших. Двое из них в тяжелом состоянии. По сообщениям таджикского издания «Ахбор», которое вело репортаж с места события, за медицинской помощью обратились свыше 100 человек.
Официальные власти с обеих сторон подтвердили факт произошедшего конфликта. Представитель кыргызского правительства сообщил в частности, что участок, где люди очищали воду, считается спорным и одинаково используется жителями двух стран. Нужно отметить оперативность действий властей, которые к вечеру договорились о совместном контролировании ситуации на данном участке границы с целью недопущения повторения противостояния местных жителей.
– На сегодня ситуация урегулирована. Правительство Кыргызстана усилило меры безопасности. Власти проводят разъяснительные работы с местными жителями, – сообщили в правительстве одной из стран.
В понедельник первый вице-премьер-министр КР Кубатбек Боронов прибыл в Кадамджайский район Баткенской области, где встретился с премьер-министром Узбекистана Абдуллой Ариповым. Стороны должны были обсудить произошедший инцидент.
Наш прецедент
Это далеко не первый инцидент, произошедший на границе двух стран, да и вообще в ЦА. Известно, что 1 мая на кыргызско-узбекской границе произошел спор из-за пастбища, в результате чего пограничники КР произвели предупредительные выстрелы в воздух.
Напомним, что общая протяженность границы между этими странами составляет 1 379 км, из которых около 5% остаются неделимитированными.
Неделю же назад кыргызские пограничники столкнулись в противостоянии с таджикским пограничным нарядом – произошла перестрелка. При этом обе стороны утверждают, что их пограничники стреляли в качестве ответного огня. С Таджикистаном у Кыргызстана около 970 км границы. Активная фаза делимитации началась у них только два года назад. На данный момент описано уже около 580 км линии границы.
Как видно, пограничный вопрос в повестке региональной безопасности на данный момент стоит одним из первых. Безусловно, что затягивание его решения в прошлом выливается в сегодняшние конфликты.
В этом контексте казахстанский опыт дипломатической работы в области делимитации границ и в первую очередь пример успешной политической деятельности руководства страны очень ценно для сегодняшнего практического применения. С позиции же Казахстана и его граждан, трудно переоценить данный факт наличия полностью делимитированных границ как с соседями по ЦА, так и с крупнейшими государствами, Китаем и Россией.
Надо отметить, что в период, когда Казахстан приступал к юридическому оформлению своих рубежей, 12 наших областей являлись пограничными, 10 из которых оказались таковыми впервые. Границы Казахстана с государствами СНГ до завершения процесса делимитации и последующей демаркации носили де-юре административно-территориальный характер. Такое положение дел понятным образом затрагивало жизненно важную основу суверенитета, соответственно проблема делимитации и демаркации для РК с самого начала носила принципиальный характер. О том, как проходил этот трудоемкий процесс, о постоянных переговорах по этому вопросу лично Первого Президента РК Нурсултана Назарбаева с главами соседних государств, достаточно много написано.
Очевидно, что нынешние лидеры центральноазиатских стран должны взять на вооружение опыт Казахстана: не загонять проблему внутрь, а решать ее форсированно в приоритетном порядке. От этого в первую очередь зависит траектория будущего развития Центральной Азии, основывающегося в большой мере на принципах нашей общей стабильности и безопасности.
Канат САРИН, Нур-Султан