Казахстан и Третья мировая война
После недавней публикации об отказе Нурсултана Назарбаева от ядерного оружия прислали ряд вопросов о том, что представлял собой Казахстан в военно-стратегическом плане в советский период. Тема это достаточно интересная.
На территории республики были дислоцированы две дивизии РВСН — в Державинске и Жангизтобе, вооруженные межконтинентальными баллистическими ракетами Р-36 (по классификации НАТО — SS-9 «Scarp»), а затем — Р-36М (SS-18 «Satan»), нацеленные, по некоторым данным, на американские военные базы в Юго-Восточной Азии (Пакистан, атолл Диего-Гарсия, Япония, Филиппины, Южная Корея). На космодроме Байконур базировались ракеты Р-36орб (SS-9 Mod. 3), уже не просто межконтинентальные, а орбитальные, способные нанести удар из космоса на любой точке земного шара. В начале 80-х они были сняты с вооружения в соответствии с договором ОСВ-2.
На аэродроме Чаган близ Семипалатинска базировалась 79-я тяжелая бомбардировочная авиационная дивизия, вооруженная стратегическими бомбардировщиками Ту-95, вооруженные атомными и водородными бомбами, а также крылатыми ракетами с термоядерными боеголовками. Чаганская дивизия была нацелена на южные позиции НАТО, а затем подключена и к боевому патрулированию на североамериканском направлении. Логично предположить, учитывая дислокацию дивизии, что в перечень ее возможных целей входила и территория КНР, с которой в конце 60-х гг. конфронтация перешла уже в формат локальных боевых столкновений.
Как известно, в 1969 году на территории Казахстана и Кыргызстана был создан Среднеазиатский военный округ (САВО), основной задачей которого были возможные военные действия с Китаем. СССР в разгар конфронтации резко усилил боевые группировки в Казахстане, Сибири и на Дальнем Востоке, однако после неудачных боевых действий Китая против более слабого Вьетнама оценки китайской военной мощи подверглись переоценке.
Судя по тому, какие силы были выставлены против КНР, можно предположить, что наступательных действий советское военное руководство не планировало. Война предполагалась оборонительной, но с возможным нанесением ядерных ударов.
У Российской Империи и СССР было немало возможностей «прибрать к рукам» тот же Синьцзян. Как известно из недавно рассекреченных документов, национально-освободительное восстание 1943 года было делом рук советской разведки, которая подготовила диверсионные отряды из числа партийных работников и военнослужащих Казахстана и республик Средней Азии. Однако, как и ранее, СУАР был возвращен Китаю. Можно предположить, что оценка национальной и религиозной ситуации в Восточном Туркестане говорила о том, что его интеграция в Россию/СССР может серьезно дестабилизировать политическую обстановку с советской стороны границы.
При этом, не вошел в состав созданного в 1979 году Главного командования войск Дальнего Востока, а также в состав созданного в 1984 году Главного командования войск Южного направления. Как известно, Главное командование войск Западного направления было ориентировано на разгром сил НАТО в Западной Европе (ФРГ, Франция, Великобритания).
Главное командование войск Юго-Западного направления смотрело на Балканы и Турцию, а Главное командование войск Южного направления, куда входил Туркестанский военный округ, — на Афганистан, Пакистан, Иран и страны Персидского залива. В этой модели САВО осуществлял охрану границы с СУАР и тыловую поддержку потенциальных боевых действий на южном направлении (а также реальной войны в Афганистане). Стратегические ядерные силы, размещенные в Казахстане, как уже говорилось, были привязаны к тем же задачам.
Еще одним стратегическим объектом на территории Казахстана был полигон Сары-Шаган, где испытывались системы противовоздушной и противоракетной обороны, противоспутниковое и лазерное оружие. На территории полигона были размещены РЛС системы предупреждения о ракетном нападении. Перспективное оружие, которое испытывалось и было установлено в Сары-Шагане, многие десятилетия входило в зону изучения американской разведки и стало одним из базовых элементов мифа о советской угрозе в литературе.
К стратегическим объектам советского военно-промышленного комплекса входили богатейшие урановые месторождения Казахстана, открытые в 1950-1980-е годы геологами Волковской, Степной, Краснохолмской экспедиций. Разработкой месторождений на территории республики занимались Целинный горно-химический и Прикаспийский горно-металлургический комбинаты, а также рудоуправления трех других комбинатов Минсредмаша СССР, расположенных в Средней Азии.
Казахстан к концу существования СССР вышел на первое место по добыче урановой руды. Важную роль в атомной и оборонной промышленности играли Ульбинский металлургический завод и Усть-Каменогорский титано-магниевый комбинат. На ВПК работали заводы Уральска, Алма-Аты и Петропавловска. Завод имени Кирова делал торпеды для подводных лодок.
Самым известным объектом советской ядерной инфраструктуры в Казахстане, безусловно, был Семипалатинский ядерный полигон, на котором в 1949 году была испытана первая советская атомная бомба. В последующие 40 лет на полигоне состоялись 125 атмосферных и 343 подземных ядерных взрывов. Оценки воздействия испытаний на экосистему и людей сильно разнятся: ядерщики и военные склонны минимизировать оценки, экологи и общественность — напротив, но негативное воздействие ядерных взрывов на природу, климат и здоровье людей, работавших и проживавших на его территории и вокруг него, более чем очевидны. В окрестностях полигона проходили испытания прототипов ядерных ракетных двигателей, на аэродроме Шаган был испытан первый и единственный советский самолет с ядерной силовой установкой.
Тема Третьей мировой войны никогда не была шуткой, ее безъядерный характер сложно представить, а в ядерной войне победителей быть не может.
Прошли годы. Ядерное оружие было вывезено с территории Казахстана, Байконур был демилитаризован, объекты Семипалатинского полигона вошли в состав Национального ядерного центра, развернувшего на них огромную научно-исследовательскую работу в мирных целях. Урановая промышленность вошла в состав НАК «Казатомпром», оборонная — в состав НК «Казахстан-Инжиниринг». УМЗ и УКТМК работают по конверсионным проектам. На базе частей САВО были созданы вооруженные силы Казахстана.
Казахстан вышел из холодной войны и не намерен принимать участие ни в одной другой. Но какие бы решения ни были приняты в разные годы, именно Указ Первого Президента республики Нурсултана Назарбаева от 29 августа 1991 года о закрытии Семипалатинского полигона стал отправной точкой, с которой начинается отчет истории нового мирного Казахстана.
Автор: Данияр Ашимбаев, политолог