Новости Казахстана Новости мира Интервью Life style Спорт Культура Регионы Amanat
$ 523.86  544.34  5.11

57 млрд тенге требуют от газеты "ЛИТЕР" за надуманный ущерб вагонному заводу

Есть ли у акционерного общества честь и достоинство?
28.02.2020, 11:37
57 млрд тенге требуют от газеты "ЛИТЕР" за надуманный ущерб вагонному заводу

57 000 400 000 (!) тенге требует генеральный директор АО «ЗИКСТО» у "ЛИТЕРа" за якобы причиненный моральный и материальный ущерб. Запрашиваемая сумма наверняка способна разрешить многие проблемы завода, но давайте разберемся: почему они решили сделать это за счет Республиканской газеты?

Генеральный директор АО «ЗИКСТО» Ренат Шамсутдинов прислал в редакцию газеты «ЛИТЕР» требование об опубликовании опровержения. Из претензии следует, что «честь, достоинство и деловую репутацию Общества и руководящих им лиц» ущемили публикации «20 млрд пенсионных денег потерялись на вагонном заводе в Петропавловске» (27 ноября 2019 года) и «Чем закончилась история с пропавшими 20 миллиардами тенге на вагонном заводе в Петропавловске» (27 декабря 2019 года).

Не вдаваясь в юридические тонкости касаемо того, что Шамсутдинов наделяет Акционерное общество «честью и достоинством», т. е. качествами, присущими исключительно физическим лицам, мы попытались найти в требовании дословно процитированные и не соответствующие действительности слова автора статьи, но не нашли. А заявления бывшего генерального директора предприятия главному транспортному прокурору Казахстана и в другие правоохранительные органы по поводу пропавших пенсионных денег равно, как и иные процитированные документы, опровергнуть мы никак не можем.

Потому и предлагаем гражданину Шамсутдинову внимательно перечитать вышеназванные статьи (он забыл упомянуть еще одну – «ЕНПФ сняли ответственность за потерянные миллиарды вагонным заводом Петропавловска» от 3 декабря 2019 года), и, если найдет в них еще что-нибудь, ущемляющее его честь, прислать нам юридически обоснованное требование.

Мы даже готовы дать слово гражданину Шамсутдинову, чтобы он поделился своим видением ситуации на страницах нашей газеты, а не только в тех изданиях, на которые он ссылается в требовании опровержения. Разумеется, при условии, что он не будет жонглировать фактами и ответит на все поставленные вопросы.

Поднятые вопросы повисли в воздухе

Мы продолжаем считать, что государственная программа по производству грузовых вагонов на петропавловском заводе «ЗИКСТО», несмотря на щедрое финансирование за счет средств ЕНПФ, позорно провалена. Мнение это основано на документах, процитированных в публикациях, которые так не понравились Ренату Шамсутдинову и, очевидно, Сергею Непомнящему, честь которого первый защищает, как личную, несмотря на отсутствие юридических полномочий.

Основанием для такого мнения являются также судебные процессы, в которых погряз завод в 2019 году. АО «Қазтеміртранс» и АО «KTZ Express» из-за срывов сроков поставок вагонов взыскали с АО «ЗИКСТО» десятки миллионов тенге неустойки! АО «БРК-Лизинг» в ходе судебного процесса заключило с заводом «ЗИКСТО» мировое соглашение с условием, что многомиллионная сумма задолженности будет погашена до конца 2019 года. Но рассчитался ли завод с «БРК-Лизинг», мы не знаем, а гражданин Шамсутдинов о столь знаменательном событии (если оно произошло) скромно умалчивает.

Из документов, в том числе и оглашенных в экономическом суде Астаны, следует, что в рамках лизингового финансирования производства грузовых вагонов АО «ЗИКСТО» получило колоссальные средства, источником которых являлись деньги ЕНПФ. А вот отработана была лишь часть этих средств, и страна недополучила тысячи грузовых вагонов, которые должны быть произведены в рамках государственной программы инфраструктурного развития «Нұрлы жол». Об этом говорилось в публикациях газеты «ЛИТЕР», и в требовании опровержения мы не нашли фактов и сведений, которые заставили бы нас думать по-другому.

В такой ситуации публичное заявление в СМИ руководства завода, что предприятие выполнило все обязательства перед лизингополучателями и государством и «работает в штатном режиме», звучит цинично.

Мы направили запрос в АО «БРК-Лизинг», в котором просили сообщить о количестве вагонов, переданных лизингополучателям в рамках договоров № 97/88/1-КП от 31.08.2017 года и № 96/87/1-КП от 31.08.2017 года. Также мы просили рассказать о видах и размерах негативных финансовых последствий, понесенных АО «ЗИКСТО» в результате привлечения его к гражданско-правовой ответственности за нарушение условий исполнения договоров с «БРК-Лизинг».

Управляющий директор АО «БРК-Лизинг» господин Аманов в своем ответе на запрос отказался отвечать на заданные вопросы, сославшись на то, что это «информация с ограниченным доступом», а потому является коммерческой тайной. Но он сообщил, что по договору № 96/87/1-КП от 31.08.2017 года АО «ЗИКСТО» передало лизингополучателю 309 вагонов. Напомним, что по вышеназванному договору речь шла о поставке 1 000 полувагонов. Вопрос относительно договора № 97/88/1-КП от 31.08.2017 года в ответе проигнорирован. По этому договору вагоностроительный завод в Петропавловске должен был произвести 1 995 вагонов-платформ.

«За ненадлежащее исполнение обязательств АО «ЗИКСТО» лизингополучателями с последнего в судебном порядке взыскана пеня (за более подробной информацией относительно видов и размеров финансовых последствий АО «ЗИКСТО» предлагаем обратиться к данному юридическому лицу), – заключил господин Аманов. Воспользовавшись его советом, мы переадресуем поставленные вопросы генеральному директору АО «ЗИКСТО» Ренату Шамсутдинову.

Хотя вопросы к АО «БРК-Лизинг» все-таки остались. А каковы финансовые последствия всей этой истории для государства? Разве АО «БРК-Лизинг» все равно, насколько эффективно использовались средства ЕНПФ в рамках лизингового финансирования госпроектов?

Когда верстался номер, мы получили ответ и из департамента экономических расследований СКО. Заместитель руководителя департамента Алибек Тулепбергенов сообщил, что «уголовное дело в отношении бывших руководителей АО «ЗИКСТО» прекращено 4

января 2020 года на основании ст. 35 ч. 1 п. 2 УПК РК, то есть за отсутствием в деянии состава уголовного правонарушения». Осталось неясным, на основании чего следствие пришло к такому выводу, хотя мы интересовались этим в нашем запросе. Более подробных разъяснений в ответе господина Тулепбергенова не дано, а постановления о прекращении уголовного дела, где они должны содержаться, мы не видели.

Впрочем, согласитесь, прекращение уголовного дела вовсе не означает, что факты, приведенные в наших статьях, не соответствуют действительности.

Рабочие «ЗИКСТО» ищут работу

Сегодня на заводе «ЗИКСТО» ударно трудится, наверное, только охрана. Рабочие рассказывают о беспрецедентных мерах безопасности, которые принимаются руководством, чтобы на территорию и «мышь не проскочила», хотя былых «госсекретов» на заводе нет и в помине. «В штатном режиме» идет разве что отток рабочих с предприятия, и факт массовых увольнений в таком небольшом городе, как Петропавловск, скрыть невозможно. «Куйбышевцы» (так их называют в городе, потому что ЗИКСТО – это бывший завод имени Куйбышева) охотно рассказывают свои истории, которые счастливыми не назовешь.

Константин, рабочий кузнечного цеха рассказал ЛИТЕРу:

«Я в первый цех пришел учеником кузнеца в 2017 году. Платили нормально, 120-130 тысяч тенге. Мы на сдельной оплате были. Потом, где-то в сентябре месяце 2018 года, что-то пошло не так, и новичков из кузнечного цеха в РСУ (ремонтно-строительное управление, иначе 6-й цех) стали закидывать. Там разнорабочие, а зарплата чуть больше 50 тысяч. График был такой: два дня работаем, два – отдыхаем. Потом простой начался, и нам платили 50% зарплаты где-то полгода. А в ноябре 2019 года вызвали и сказали: «Ваш цех будут закрывать, невыгодно его держать, затрат много. Лучше покупать продукцию у того же ПЗТМ». И предложили перейти работать в РСУ за 59 тысяч в месяц. Я уволился».

Не захотел работать на низкоквалифицированной и малооплачиваемой работе и другой наш собеседник. Ведь у рабочих семьи, кредиты. К тому же многие за время простоя, длившегося весь 2019 год, успели устроиться на другие предприятия по договору.

Виталий, слесарь-сборщик 3 разряда из 18-го цеха, рассказал ЛИТЕРу:

«Нас с ноября 2018 года отправили на простой, и платили «простойные» – 50% от среднегодовой зарплаты. Зарплата у нас была 120-140 тысяч тенге, в зависимости от выработки, вот и считайте половину. Последние «простойные» получили за декабрь 2019 года. В ноябре 2019 года нас вызывали в «стройбанду», так мы цех РСО называем, три дня отработали всего. Потом в декабре вызвали и сказали: «Надо вам отрабатывать 80 часов в месяц в РСО, снег чистить, цеха подметать. Это неполная занятость, полная – 160 часов, за зарплату 59 600 тенге в месяц. Мы узнавали, что ребята, которые согласились на это, получили по 23 000-26 000 тенге зарплату, ниже прожиточного минимума. Хорошо, мы в июле 2019-го зашли на другой завод и работаем по договору, хоть и без соцпакета. А на ЗИКСТО держались, потому что был хоть какой-то соцпакет, больничные 100 % платили».

По его словам, требование выйти на низкооплачиваемую работу и стало последней каплей перед увольнением. Рабочим сразу стало ясно – их просто выживают.

"У меня семья, ребенок 10 лет, жена не работает, ухаживает за больной матерью. Нам как 8 января на собрании такое условие поставили, на следующий день, 9 января, я пошел увольняться, и утром я уже 61-й был в очереди", – возмущается Виталий.

У Ергена, слесаря-сборщика 4 разряда, съемная квартира, за аренду он платит 45 тысяч тенге в месяц. В первом браке есть несовершеннолетняя дочка, которой нужно помогать.

"Нам создали такие условия, чтобы уволились. Перевели приказом на низкооплачиваемую работу. Когда люди возмутились, в отделе кадров сказали, что трудовой договор закончился в мае 2019-го и по приказу мы переводимся автоматически или увольняемся. Каждый год заключался у нас новый договор. А профсоюз на заводе хоть и есть, но только чтобы подарки на Новый год дарить детям рабочих", – рассказал Ерген.

По словам наших собеседников, квалифицированным слесарям и кузнецам вместо привычных инструментов в прошлом году уже пришлось орудовать ломами, лопатами и метлами. Так что они все знали про работу в цехе, который неслучайно прозвали «стройбандой», знали про зарплату, которую там платили. И иного выхода, кроме как уволиться, рабочие не нашли.

"У нас есть рабочие с беспрерывным стажем, они 90-е годы пережили. Говорят, когда кризис был, у нас на заводе магазин открыли и там под зарплату продукты давали плюс с коммунальными рассчитываться помогали. Сейчас не 90-е, а такое отношение к людям! – возмущаются наши собеседники.

От АО «ЗИКСТО – ТОО «ЗИК100»

Среди тех предприятий, которые облагодетельствовало АО «ЗИКСТО», перечислив полученные через «БРК-Лизинг» средства, есть одно с таким схожим названием, что впору перепутать, – ТОО «ЗИК100». Различить эти предприятия «на слух», пока ТОО «ЗИК100» не переименовали в ТОО «ВагонМашСтрой», можно было только по фамилиям их руководителей. АО руководил генеральный директор Сергей Непомнящий, а ТОО возглавлял Ренат Шамсутдинов.

Для чего нужно было городить огород с одинаково звучащими названиями предприятий, мы не знаем, но, возможно, в этом был какой-то смысл, известный, например, Сергею Непомнящему. ТОО «ЗИК100» и появилось на заводе в Петропавловске после назначения его гендиректором АО «ЗИКСТО». Предприятие из города Экибастуза расположилось в одном из цехов завода в Петропавловске на весьма выгодных для него условиях. О перевозке станков и оборудования и речи не было, все нашлось на месте. В ТОО даже привлекались ключевые специалисты АО «ЗИКСТО», «в том числе Шамсутдинов Р.Н. (исполнял обязанности генерального директора); Рамазанов Б.А. (исполнял обязанности зам. генерального директора по производству); Маликова И.А. (исполняла обязанности заместителя главного бухгалтера); Разынов Ч.Х. (исполнял обязанности ведущего инженера по комплектации оборудования); Гутова Е.Ю. (исполняла обязанности бухгалтера); Слободенюк Ю.И. (исполнял обязанности мастера участка)», – говорится в материалах аудиторской проверки, проведенной руководством предприятия после ухода со своего поста Сергея Непомнящего.

Это он заключил с ТОО «ЗИК100» (оно же ТОО «ВагонМашСтрой») три долгосрочных договора, загрузив его заказами. А именно: договор № 38/257 от 24.11.2016 года, договор № 38/171 от 27.09.2017 года и сублицензионный договор № 02/05-16 от 13.05.2016 года.

Согласно первому договору, петропавловский завод должен был перечислить ТОО «ЗИК100» за будущие поставки товара порядка полутора миллиардов тенге (1 484 828 752 тенге). Фактически же предприятием было перечислено авансом свыше 2 млрд 229 миллионов тенге.

Но товарищество на такую лояльность отреагировало самым неблагодарным образом. Из материалов аудиторской проверки следует, что товаров на петропавловский завод было поставлено на сумму немногим больше 1 млрд 224 млн тенге, а именно 238 штук разного рода балок, так необходимых при производстве грузовых платформ. Аудиторы отметили, что и по состоянию на 31 августа 2019 года ТОО не выполнило своих обязательств на сумму свыше 994 млн тенге!

По второму договору на сумму более 8 млрд тенге АО «ЗИКСТО» перечислило вышеназванному ТОО свыше 5 млрд тенге. В ответ товаров было поставлено всего на 1 млрд 299 млн тенге.

Казалось бы, чего проще определить, кто кому сколько должен при таком нехорошем для петропавловского завода раскладе. Но в результате корректировки задолженности ТОО, разного рода взимозачетов, возвращения некоторых сумм, а также увеличения стоимости произведенной продукции по отношению к первоначальной договорной цене, оказалось, что никто никому ничего не должен.

По сублицензионному договору, заключенному в 2016 году между АО «ЗИКСТО» и ТОО «ЗИК100», петропавловский завод за три года заплатил товариществу свыше 105 млн тенге. Плата была произведена за право пользования технической документацией партнера АО «ЗИКСТО» – российского Завода металлоконструкций (г. Энгельс). Почему для сотрудничества с россиянами понадобился посредник в виде ТОО «ЗИК100»-«ВагонМашСтрой», ведомо, наверное, только Сергею Непомнящему и Ренату Шамсутдинову.

Можно, конечно, назвать все вышесказанное «измышлениями автора о неисполнении обязательств» заводом либо «временными трудностями», как считает Ренат Шамсутдинов, но, к сожалению, это не так.

Предлагаем считать эту публикацию ответом на требование опровержения генерального директора АО «ЗИКСТО» Рената Шамсутдинова. Ждем от него ответов на поставленные вопросы, как нам посоветовал Управляющий директор АО «БРК-Лизинг» господин Аманов. Обещаем продолжить обсуждение этой общественно значимой темы на страницах нашей газеты.

Новости партнеров
×