Легко ли быть молодым в 21 веке?
– Мади, расскажите, каким выдалось первое полугодие, что сделано, что только предстоит?
– Прошедшие полгода для всей страны выдались не простыми. Произошло много важных событий, которые нашли отражение и на молодежной политике страны. Во-первых, 2019 год Первым Президентом страны был объявлен Годом молодежи. Для нас это – время открытий и свершений, тот самый момент, когда нужно действовать здесь и сейчас! Заявлено очень много интересных проектов, которые откроют новые возможности для молодых людей. Пока реализация «задумок» идет на бумажных носителях, а вот второе полугодие должно ознаменоваться началом их реализации.
Что касается алматинского филиала, у нас есть ряд собственных проектов, которые в пилотном режиме уже запущены и реализуются в городе. Это проект «Қамқоршы» («Забота»), который стартовал в апреле. Уже более 2 000 детей из малообеспеченных и многодетных семей вместе с нашими волонтерами посетили ряд развлекательных объектов – побывали в кинотеатре, цирке, музеях. Проект продолжается, так как показывает свою эффективность. Родители благодарны, дети довольны. «Jas Оtаn» является самой масштабной молодежной организацией Казахстана, которая насчитывает более 130 тысяч членов. И, конечно, мы активно участвуем в проектах, которые проводятся по республиканской линии «Jas Оtаn».
– Мади, назовите основные проблемы, с которыми сталкивается современная молодежь?
– Сейчас меняются подходы работы, меняется вся деятельность молодежной политики, и, я думаю, назрела необходимость реальной модернизации всей этой системы. Что волнует молодежь? Первое – трудоустройство, второе – доступное жилье, третье – помощь в создании своего дела. На этом и нужно сконцентрировать внимание. Конечно, у нас есть много идеологических проектов, которые также необходимы, но на них не нужно зацикливаться.
Мы должны подумать над тем, почему молодежь выходит на несанкционированные митинги? Что ими движет? Сейчас в стране запущено предостаточно программ по линии развития молодежи.
Очень много делается для поддержки молодых бизнесменов с их стартап-проектами. Но, видимо, плохая информированность о существовании этих программ, плюс ко всему – у сегодняшней молодежи слишком высокие ожидания. Всем хочется всего и сразу. Но до кресла начальника нужно подрасти. Все должно происходить «step by step» – ступенька за ступенькой, по нарастающей. Молодой человек должен себя показать. Начинать нужно с молодежной практики, то есть со студенчества зарекомендовать себя и заинтересовать работодателя в себе. Кроме того, в Алматы по-прежнему работают отряды «Жасыл Ел». Сейчас там задействовано около 300 ребят. Они работают по благоустройству города, озеленению.
Это президентская программа, которую в свое время создавал Елбасы, и это реальная подработка для студента – зарплату платит государство пополам с работодателем. В среднем это 80 тысяч тенге. Плюс трехразовое питание и проживание.
Конечно, есть разные моменты, разные проблемы, с которыми молодежь сталкивается. Но, если разобраться, то даже те проблемы, с которыми молодежь идет на те же несанкционированные митинги, есть и у меня, и у любого другого молодого человека, который не тратит время на то, чтобы обвинять всех и вся, а пытается их решать. Мы не живем при коммунизме или социализме. У нас открытая рыночная система, никто никому не запрещает заниматься своим бизнесом, работать на трех работах, брать кредиты, делать какие-то проекты и продвигать их. Конечно, есть минусы. Но основной акцент сейчас делается на молодежь. Касым-Жомарт Кемелович Токаев в своих выступлениях говорил о молодежном кадровом резерве – это 300 человек, которые сформируют резерв. Пока механизм еще не разработан. Но тут, я думаю, в первую очередь необходимо, сделать так, чтобы охватить все категории молодежи.
– По вашему мнению, как должен формироваться этот молодежный кадровый резерв?
– Конечно же, сейчас методом государственной структуры «сверху вниз» акиматам будет дано задание подготовить списки активной молодежи, которая зарекомендовала себя. Но все эти активисты, в том числе и я, работают с организованной молодежью. 27 лет велась работа именно с организованной молодежью – школы, колледжи, университеты. В итоге мы получили некий дисбаланс. У нас очень много неорганизованной молодежи, самозанятой, которая остается за бортом. И, мне кажется, нужно сделать акцент именно на ту молодежь. Не нужно лезть туда, где и и так хватает воспитания – в сферу высших учебных заведений, школ. Там есть завучи, проректора по воспитательной работе, то есть воспитательная работа там так и так проводится, без нас. Нам же следует переключиться на неорганизованную молодежь. Одной из таких неохваченных групп является молодежь, освободившаяся из мест лишения свободы. Они обществу не нужны, от них отворачиваются порой все друзья, родственники. Им трудно трудоустроиться. Поэтому они часто оступаются и вновь совершают преступление. И это превращается в привычку. Нам нужно подумать о создании центров адаптации для них при активном участии активистов «Jas Otan». Нам нужно создавать центры молодежи по принципу «одного окна». Чтобы молодой человек пришел и смог в одном месте без проволочек решить свои жилищные проблемы или, возможно, запустить наконец-то свой бизнес.
– Каким образом «Jas Otan» участвует в реализации государственных программ, направленных на молодежь?
– Вспомним 2017 год, когда в Алматы в пилотном режиме был запущен проект «Алматы Жастары». Молодежи было предложено жилье по 5 процентов годовых. Воспользовались этим шансом более 200 семей. Мы входили в состав комиссии, контролирующей ход реализации госпрограммы. В этом году, думаю, вновь будет работа по той же системе. На самом деле молодежное крыло партии нуждается в модернизации и активизации. По задумке Елбасы, «Jas Otan» должен был стать социальным лифтом для продвижения активной, прогрессивной молодежи. Но с этим есть проблемы.
Например, приходит ко мне молодой человек, обращается за помощью в открытии столовой. Он меня спрашивает: как ему быть и чем мы сможем ему помочь? Но мы ведь не государственный орган, мы зарегистрированы как неправительственная молодежная организация. Поэтому реально помочь этому молодому человеку выделением средств, субсидий, конечно же, не можем. У нас только консультативная часть, мы просто озвучиваем. Но, если подумать, то, что мы ему могли бы рассказать, он может узнать, сидя дома, через интернет. Молодежное крыло, чтобы вернуть доверие молодежи, должно стать оператором проектов республиканского масштаба, то есть мы должны не просто консультировать, а реально помогать молодежи решать их проблемы. Кроме того, нужна конкуренция, необходимо активизировать сверстников, членов других партий.
Перед нами часто ставится задача объединить молодежь. Но ее не надо объединять! Этот формат мы уже прошли. Сейчас каждый молодой человек – индивид, у которого есть свое мнение, своя точка зрения, свои принципы и взгляды. Их не нужно загонять в рамки. Им нужно просто дать возможность для реализации. Пожалуйста, пусть делают, показывают, доказывают. Если мы сами будем скрывать свои «недуги», которые давно обострились, ни к чему хорошему не придем. Сейчас нужно срочно активизироваться. Нужно трезво все оценивать, перестать работать на количество. Нужно наработать авторитет, вернуть доверие граждан. Для этого необходимо перейти на другой формат работы. И сконцентрировать внимание на трех важных моментах: жилье, трудоустройство и открытие бизнеса.
– Какие новые проекты запланированы на второе полугодие?
– У нас новая цель – развитие волонтерской деятельности среди студенческой молодежи. Мы создаем новый бренд, новую платформу. Это чисто алматинский проект. Не дожидаясь республики, мы уже делам первые шаги. Свое «крещение» мы получили в Арыси. Туда поехали 30 человек: за девушками была кухня, а парни разгружали КамАЗы гуманитарной помощи. Хочу заметить, молодежь готова участвовать в волонтерских движениях, она рада помогать. Но молодежи нужна мотивация. Им не нужны благодарственные письма, им нужен реальный эффект от участия. И вот здесь не плохо бы рассмотреть зарубежный опыт. Во многих странах мира волонтеры имеют специальное удостоверение или специальную книжку, где отмечается его участие в тех или иных проектах. В некоторых странах, к примеру, при устройстве на работу у двух одинаковых претендентов на должность будет иметь шанс тот, у кого есть опыт волонтерства. Сейчас в нашей стране также рассматриваются различные формы поощрения добрых людей. Как известно, в Год молодежи в Казахстане запущена очень большая программа по субсидированию волонтерской деятельности. С сентября начнется ее реализация. В Нур-Султане по поводу запуска состоялся пресс-брифинг, где было рассказано о том, что будет создана специальная платформа, которая будет регистрировать волонтерские организации. Кроме того, планируется, что участие в волонтерских программах позволит студентам платных отделений «покрывать» образовательные кредиты.