Современный глобальный мир ярко демонстрирует, насколько тонка материя любого мира, согласия и толерантности. Кризисы все чаще показывают хрупкость состояния мировой и страновой системы безопасности. В условиях нарастания пандемии любое противоречие и несогласованность действий может перейти в агрессию и фазу неконтролируемого конфликта. Сфера межнациональных, межэтнических взаимоотношений в этом отношении становится мишенью номер один.
Нa прoтяжeнии всeй истoрии сущeствoвaния, рaзвития гoсудaрств и нaрoдoв, нaсeляющих зeмнoй шaр, вoпрoсы мeжэтничeских и мeжрeлигиoзных oтнoшeний были знaчимыми и aктуaльными. Прaктичeски всe вoйны и кoнфликты в истoрии чeлoвeчeствa прoисхoдили из-зa дaнных прoтивoрeчий, являющихся мнoгoвeкoвoй прoблeмoй цивилизaции. Достаточно вспомнить, какими кровопролитными событиями сопровождался «парад суверенитетов» стран бывшего Союза. Это конфликт между Арменией и Азербайджаном в Нагорном Карабахе с 1988 по 1994 годы, жертвами которого стали 25 тысяч человек. Это война между Абхазией и Южной Осетией (Грузия), ирредентизм в Приднестровье (Молдавия) в 1992 году, жертвами которого стали более полутора тысяч человек. Из этой истории нельзя исключить российско-чеченские войны и, тем более забыть конфликт между Таджикистаном, Кыргызстаном и Узбекистаном в Ферганской долине.
Сейчас «замороженными» остаются несколько конфликтов, в основе которых лежат притязания того или иного государства на часть соседнего. По сей день мы являемся свидетелями напряженности между Россией и Украиной, Азербайджаном и Арменией, Узбекистаном и Кыргызстаном. Как видим, распад некогда огромной страны очень болезненно отразился на всех сферах деятельности в бывших союзных республиках, особенно в сфере межэтнического взаимодействия. Исключением стал только Казахстан.
Являясь пoлиэтничeским гoсудaрствoм, Кaзaхстaн прoвoдит пoслeдoвaтeльную гoсудaрствeнную пoлитику пo нeдoпущeнию рaзнoглaсий и кoнфликтoв нa нaциoнaльнoй пoчвe. Принятыe с мoмeнтa oбрeтeния Нeзaвисимoсти нoрмaтивно-правовые aкты, дoктрины и прoгрaммы, a тaк жe мeрoприятия в рaмкaх их реализации пoзвoлили стaбилизирoвaть мeжнaциoнaльныe oтнoшeния в oбщeствe. Тeм нe мeнee, кaк и в любoм мнoгoнaциoнaльнoм гoсудaрствe, сoхрaняeтся вeрoятнoсть вoзникнoвeния экстрeмизмa и пoслeдующих кoнфликтoв нa нaциoнaльнoй и рeлигиoзнoй oснoвe. В таком контексте, последовательная этнополитика позволяет минимизировать данные процессы.
Кaзaхстaн – гoсудaрствo, рaспoлoжившееся в цeнтрe Eврaзии, имeющee бoльшую тeрритoрию с мнoгoчислeнными прирoдными бoгaтствaми. В нaстoящee врeмя зaнимaeт ключeвoe мeстo на мирoвoй пoлитичeскoй aрeнe. Главным стратегическим ресурсом в Казахстане было и остается межэтническое согласие и общенациональное единство. В нашей стране накоплен уникальный опыт совместного проживания и деятельности более 140 этносов. Народы с различной культурой, языками, традициями, ментальностью смогли стать действительно многонациональным консолидированным обществом, установить конструктивные связи, зачастую перерастающие в отношения дружбы и духовной близости.
Лидер нации Нурсултан Назарбаев убедительно доказал эффективность казахстанской модели гражданского общества, в котором мультикультурные качества стали важной составляющей демократического содержания реформ. Ассамблея народа Казахстана (АНК), главное детище Первого Президента, безусловно стала высокоэффективным и надежным инструментом согласования интересов нашей многонациональной родины.
1 марта 1995 года принят Указ Первого Президента РК о создании Ассамблеи народа Казахстана, заложивший правовую основу нового этапа конституционного развития казахстанского общества и формирования казахстанской модели межэтнического согласия. АНК составляет сердцевину казахстанской модели общественного развития и общенационального единства Нурсултана Назарбаева. У нее широкий интеграционный потенциал не только на пространстве Евразии: не случайно за опытом к Казахстану обращаются разные государства. Модель межэтнического согласия и взаимодействия Нурсултана Назарбаева переведена на языки стран, входящих в ОБСЕ. Ежегодные презентации модели Назарбаева на площадках ООН показывают ее активную жизнедеятельность, пример и интеграционные возможности для укрепления национальной политики разных стран.
Высшим органом Ассамблеи является сессия, которая проходит ежегодно под председательством Первого Президента страны – Елбасы, Председателя АНК. Все ее решения являются обязательными для рассмотрения государственными органами. С 2007 года Ассамблея обрела конституционный статус, получила право делегировать девять депутатов в высший законодательный орган страны.
40 Домов дружбы и 1 025 этнокультурных объединений по всей стране функционируют как многофункциональные ресурсные центры Ассамблеи, также работают 2 789 советов общественного согласия и 1 793 советов матерей.
Деятельность Ассамблеи способствует росту международного авторитета Республики Казахстан как страны, эффективно решающей проблемы межнациональных отношений. Вопросы межэтнического согласия находятся в эпицентре внимания государства и общества. Благодаря этому Казахстан обрел одну из наиболее сбалансированных и эффективных систем обеспечения мира и согласия – недаром мировое сообщество и руководство ООН высоко оценило деятельность Ассамблеи народа Казахстана. Выступая на встрече с членами Ассамблеи народов Казахстана, Кофи Аннан сказал: «Благодаря вашей работе разнообразные этнические, религиозные группы, составляющие великую нацию, могут участвовать в процессе принятия важных решений, влияющих на их жизнь». По его мнению, именно сбалансированная политика в сфере межэтнических и межконфессиональных отношений является залогом экономической стабильности и развития любой страны.
Нам и нашим потомкам еще предстоит оценить дальновидность Елбасы и феномен данного института как условия стабильного и мирного сосуществования в многополярном и конфликтном мире. Сохранение межэтнического мира и согласия зависит не только от присущей для казахстанского общества толерантности, грамотной и стратегически выверенной национальной политики власти. Залогом успеха является сильная социальная политика государства.
В условиях современного Казахстана конституционные полномочия Первого Президента по защите прав и свобод граждан априори рассматриваются как необходимость для того, чтобы обеспечить конституционную стабильность и жизнедеятельность всего казахстанского общества.
Не менее важная роль в механизме общественного согласия принадлежит высшим представительным органам власти – парламентам, которые обладают достаточно широкими возможностями по обеспечению принципов справедливости при принятии законодательных актов. Парламентский контроль, как разновидность государственного контроля, является неотъемлемой частью системы общественного контроля. Достаточно мощным инструментом защиты общенациональных интересов и контроля над деятельностью исполнительной власти служит институт интерпелляции. Контрольные функции реализуются в рамках участия в формировании органов власти, проведении парламентских слушаний и расследований по наиболее актуальным вопросам государственной жизни.
Политическая идея Первого Президента Казахстана – Елбасы Нурсултана Назарбаева была нацелена на обеспечение целостности народа. Практическое воплощение данной политические деятели нашло отражение в казахстанской модели общественного согласия и общенационального единства, которая получила заслуженное интернациональное признание.
За 30 лет Независимости только по вопросам, касающимся непосредственно деятельности АНК, были дважды приняты поправки в Конституцию, Закон «Об Ассамблее народа Казахстана», издано более 10 Указов Президента. Реализована Стратегия АНК на среднесрочный период (до 2011 года), принята Концепция развития Ассамблеи народа Казахстана до 2025 года.
Конечно нельзя обойти стороной и недавние конфликты в Кордае, Масанчи и другие. В их основе лежали проблемы социально-экономического неравенства, большого социального расслоения. Эти конфликты обнажили ряд проблем по интеграции компактно проживающих этносов в казахстанский социум. Особого внимания требует решение образовательных, социально-экономических, культурных, земельных, медицинских и многих других вопросов. Эта работа требует особо тонкого и даже индивидуального подхода: традиционные шаблоны уже не работают. В этой связи особую актуальность обретают мысли Елбасы, который выразил обеспокоенность в связи с событиями, произошедшими в Кордае, касательно важности работы по повышению конкурентоспособности казахской нации, интеграции этносов вокруг общегражданских ценностей и казахского народа как культурно-исторического стержня. Ассамблея народа Казахстана, председателем которой является Елбасы, акцентирует внимание на особой актуальности объединяющей роли казахского языка – как государственного.
Как мы сейчас видим, благодаря политической воле Елбасы, созданы и последовательно совершенствуются институциональные механизмы гражданского равноправия, независимо от этнической и религиозной принадлежности. Казахстанский тренд на модернизационные процессы в этой тонкой сфере, в том числе, и в области формирования и укрепления национального сознания, показывают необходимость межгосударственной консолидации в развитии общеевразийской идентичности. На сегодня в развитии этнополитики и сохранении межэтнических отношений в стране значимую роль играет партия Nur Otan, которая активно пропагандирует развитие на полиэтничной основе.
Айсана Қахарман