Трудовые каникулы студентов: за и против
Этим летом на постсоветском пространстве исполнилось 60 лет движению студенческих трудовых отрядов. За минувшее время оно охватило около 15 миллионов человек. Такого в мире еще не было. Однако после развала СССР движение сошло на нет, но не исчезло совсем.
В нынешнем тысячелетии оно возобновилось, но уже в новом формате, и в условиях рыночной экономики в более скромных масштабах. Кроме того, недавно была озвучена идея – вновь объединить молодежь Евразии. Начать с трех стран – Беларуси, Казахстана и России, создав международные молодежные трудовые отряды, объединяющие новое поколение трех государств.
Собственно, эти два повода – 60 лет движения и объединение молодежи трех стран – стали темой дискуссионной площадки «Мир Евразии». Эксперты, надо признаться, с удовольствием окунулись в воспоминания своей молодости. При этом они не просто вспомнили, но и попытались «примерить» прошлый опыт к нынешним условиям.
– Годом возникновения отрядов принято считать 1959 год, когда студенты МГУ им. М. В. Ломоносова добровольно поехали в совхоз «Золотая нива» Булаевского района Северо-Казахстанской области поднимать целину, – отметил политолог, руководитель ОФ «Мир Евразии» Эдуард Полетаев. – Постепенно движение захватило молодежь всех республик СССР, студентов из ряда стран Восточной Европы, Азии, Африки и Латинской Америки. На пике развития движения его ежегодная численность превышала 830 тысяч человек. Студенты участвовали в строительстве авто- и железных дорог, возводили заводы и электростанции, нефте- и газопроводы, школы и жилые дома, работали на селе. Движение студенческих трудовых отрядов вошло в постсоветскую историю как важное государственное и общественное явление.
В 2005 году в Казахстане по инициативе Первого Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева были созданы молодежные трудовые отряды «Жасыл Ел». Они предоставили молодым людям возможность в период летних каникул поработать в студенческих отрядах по разным направлениям: строительство, озеленение, благоустройство населенных пунктов.
За прошедшие годы в отряды было трудоустроено более 260 тысяч бойцов «Жасыл Ел» во всех областях страны. В России, кстати, тоже есть подобное – в 2004 году там была создана молодежная общероссийская общественная организация «Российские студенческие отряды» (РСО).
Эксперты уверены, чтобы движение развивалось и масштабировало, необходимо участие государства. Частным компаниям сезонные работники без профессиональных навыков и опыта – не нужны. Им, по словам специалистов, гораздо выгоднее нанять недорогих разнорабочих, приезжающих в Казахстан на заработки из Узбекистана, Таджикистана, которых не нужно учить, нести за них ответственность, создавать им условия.
– О том, как можно заинтересовать компании привлекать к работам студенческую молодежь, рассказал Елбасы еще в январе этого года во время торжественного открытия Года молодежи, – отметил Полетаев. – Можно продумать определенные квоты для компаний, которые будут привлекать к работам студентов.
Как подчеркнул тогда Елбасы, «сейчас в Казахстане ведутся масштабные строительные работы. Строятся дома, заводы. В наше время были специальные студенческие отряды. В выходные, на каникулах мы работали и зарабатывали деньги. В связи с этим я поручаю вовлечь молодежь в строительные работы. Туркестан, как областной центр, в ближайшие годы станет большим городом. В его строительстве должны участвовать молодые люди», – сказал он в ходе торжественного открытия Года молодежи.
Кстати, десятилетия назад стройотряды трудились не только в традиционных целинных районах, как считают многие. К примеру, они участвовали в строительстве города Экибастуза. И именно студенты возводили комплекс «КазГУграда», а интернациональный отряд из лучших бойцов работал на сооружении ледового катка «Медео».
– Формат студенческих строительных отрядов (ССО) был удобен для плановой советской экономики, – отмечает Эдуард Полетаев. – Строительство в наших сложных климатических условиях, как правило, длилось несколько месяцев, и не надо было обеспечивать различные социальные потребности студентов, как того требовало советское законодательство, вроде постоянного трудоустройства, жилья и т. д. Студенты легко жили в летние месяцы в палатках, упиваясь романтикой. О комфортных условиях говорить не приходилось, но молодежь зарабатывала серьезные деньги, гораздо больше стипендии.
Студенты работали на объектах более 50 министерств и ведомств. Причем, судя по источникам, ежегодные заявки на студенческие отряды были в пределах 1,5 млн человек, а реально представлялось возможным трудоустроить не более 800-850 тысяч. Во Всесоюзном студенческом отряде было порядка 70 тысяч руководителей разного уровня. Каждый пятый студент был руководителем и организатором.
Этот опыт помогал быстрее вписаться в трудовой коллектив в будущем. «Пример соседней России, где современные студенческие отряды были задействованы в строительстве олимпийских объектов в Сочи, объектов саммита АТЭС во Владивостоке и даже в строительстве атомных электростанций, свидетельствует о том, что и в нынешних условиях рыночной экономики труд студентов может принести определенную эффективность», – заключил политолог.
Экспертное мнение: Быть или не быть?
Андрей ХАН, главный научный сотрудник Центра военно-стратегических исследований:
– О движении, которое родилось в СССР, остались приятные воспоминания, особенно в плане заработков для студентов. Кстати, справедливо было бы заметить, что в Советском Союзе не было безработицы. И поскольку студентам государство могло платить приличные деньги, значит, были фонды неосвоенных средств в рамках текущих планов строительства.
Если же рассматривать ССО в контексте существующих сейчас социально-экономических реалий, то сразу же надо констатировать – сегодня заработать большие деньги на стройках студенты не смогут. Если кто-то и способен их платить, то это только государство (которое этого делать все равно не будет), в рамках какой-то странной политики по возрождению ССО. Как правило, в качестве сезонных заработков студентам не предлагают больше 100 тысяч тенге в месяц. Это не столь мотивирующая сумма.
Если у частников есть деньги, то им проще нанять гастарбайтеров, которые обойдутся дешевле, способны жить в палатках, готовить себе сами, без комиссаров и бригадиров. То есть вся эта советская система как воспоминание приятна, но в наших условиях в прежнем форм-факторе не будет работать.
Ирина СМИРНОВА, депутат Мажилиса Парламента Республики Казахстан:
– Студенческие трудовые отряды были хорошим явлением, многие из нас его хорошо запомнили. Когда училась, я попала в сельхозотряд и там получила определенные навыки. Что можно сегодня сделать? Как продолжить данную историю? Во-первых, нужно искать средства, закладывать их специально для этих целей. К примеру, я на днях побывала в центре детского отдыха «Тау-Жанашар», где были дети из разных регионов республики. Так вот воспитатели рассказывают, что три года назад те же самые ребятишки, что и сейчас, неохотно вступали в контакт. А сейчас они все дружат. Причина в том, что молодежь с запада не бывает на юге, восток для них вообще какой-то край непонятный.
Поэтому, чтобы было взаимодействие внутри страны, мы должны молодежь знакомить друг с другом. И, кстати, именно это было одной из причин создания студенческих трудовых отрядов 60 лет назад – представителей разных республик, чтобы молодежь контактировала. Кроме того, хочу отметить такой момент, как формирование стрессоустойчивости. Сейчас нашим детям она необходима. Мы формируем комфортные условия для них и все контролируем. Раньше, в советское время, никто у родителей не спрашивал разрешения на привлечение ребенка к труду. Сейчас родители могут быть против. Поэтому прежде нужно донести необходимость до родителей, объяснять, что даст молодому человеку участие в трудовом отряде, что это выносливость, дисциплина, реальная адаптация к жизни.
А теперь вопрос: где можно поработать студенту? Недавно мне одна женщина позвонила и пожаловалась. У нее дом отдыха в Зеренде, и она жалуется, что некому работать, многое приходится делать самой. Никто не идет работать за 80 тысяч тенге в месяц. Другой пример, куда можно направить студенческие силы. Обратился мужчина, у которого в Кокшетау фабрика (легкая промышленность). И он сетует, что 200 человек должны работать по проекту, а их не найти, хоть закрывайся. Таких случаев очень много. Возможно, это приемлемые варианты для того, чтобы попробовать молодежи найти себя в труде, некоторым образом воссоздать движение, и не исключено, что у многих получится эффективно выполнять служебные обязанности, и они даже захотят остаться.
Трудно пока сказать, что за организация будет, которая подвигнет молодых людей на труд. Здесь нужен опытный, авторитетный организатор.
Акимжан АРУПОВ, директор Института мировой экономики и международных отношений:
– Мы сегодня живем в условиях рыночной экономики. Той централизованной экономики, существовавшей в СССР, как и подобного недостатка рабочей силы, сегодня, конечно же, нет. Прозвучало предложение реанимировать движение студенческих трудовых отрядов, но мне кажется, что это движение никогда не отмирало. Оно просто преобразовывалось, адаптировалось под новую экономическую ситуацию. К сожалению, в этом году в Казахстане случилась большая трагедия в городе Арысь, связанная с взрывами боеприпасов в воинской части.
Выделены миллиарды тенге на восстановительные работы. И вот тут можно было бы организовать студенческое движение, которое помогло бы восстановить город. Другое дело, совершенно справедливо возникает вопрос, кто это дело будет возглавлять? Я думаю, что не партии, не НПО, руководство должно осуществлять государство за счет средств бюджета.
В Казахстане намерены реализовать интересную идею. Министерство образования и науки с 1 сентября внедрит волонтерские ваучеры для студентов. Они смогут сами зарегистрироваться, выбрать определенные ваучеры и работать по ним. После этого они получат вознаграждение в определенном размере. То есть появляется возможность не бесплатно, а в счет ваучера (который погашает часть стоимости учебы в вузе) привлекать студентов к работе в тех же домах престарелых, больницах, детских домах, то есть выполнять социально значимую работу.
Также запланировано повышение стипендии на 30% студентам-волонтерам. К сожалению, в Казахстане много детских домов, домов престарелых, и вот если в них на круглогодичной основе будет организована необходимая работа, и студенты смогут пусть даже символическую оплату получать, это уже шаг вперед. Мы можем продолжить славные традиции студенческих отрядов, но нужна государственная программа с определенным финансированием и идеологической поддержкой. В условиях многопартийности она может приобрести несколько другие формы. А если организацию и управление возьмет на себя государство, то выглядеть программа будет политически нейтрально, решая социально и экономически значимые задачи.
Вячеслав ДОДОНОВ, главный научный сотрудник КИСИ при Президенте РК:
– Что касается экономической эффективности ССО. Данных в открытом доступе немного, они достаточно отрывочные. Например, в 1979 году, то есть близко к пику развития движения, объемы произведенных советскими ССО работ исчислялись 1,5 миллиарда рублей. На тот момент общий объем работ строительно-монтажных работ в СССР составлял около 65-70 млрд рублей в год. Таким образом, работы, выполненные ССО, составляли около 2-2,3% от общего объема строительства в СССР.
Это много, ведь речь идет всего лишь о четверти года (так называемый третий трудовой семестр, когда работали студенты), то есть, если перевести это на полный год, получается, что ССО давали около 8-9% годового объема строительства. При том, что численность людей в отрядах была на тот момент порядка 800 тысяч человек. А общая численность занятых в строительстве в СССР была примерно 11,2 млн человек. То есть студентов в строительстве было около 7%, а производили работ они при этом около 9%. Получается, что у ССО была даже несколько выше эффективность, чем у профильных строительных организаций и штатных работников, притом, что это люди с низкой квалификацией. То есть ССО – достаточно эффективная структура.
Это не было в чистом виде субсидированием со стороны государства каких-то молодежных организаций вне экономических аспектов. Фактически движение студенческих трудовых отрядов приносило прямой экономический эффект, стало значимой частью экономики страны, но прежней, которой сегодня нет. Будет ли польза от того, если возрождать их сейчас в прежнем формате? Если говорить о чисто рыночных механизмах востребованности студентов, их интересе в получении будущей работы, то надо вспомнить такую форму, как дуальное образование. И попытаться каким-то образом интегрировать необходимые элементы, когда студенты проходят более углубленную практику. Но это уже не относится к сфере государственных интересов, скорее это относится к перспективам самих студентов и вузов, чтобы их выпускники были более профессионально подкованы.