Новости Казахстана Новости мира Интервью Life style Спорт Культура Регионы Amanat
$ 498.34  519.72  4.85

Чума, холера, язва, лихорадка - В некоторых регионах страны имеются природные очаги опасных инфекций

На сегодняшний день, по данным Всемирной организации здравоохранения, эпидемиологическая ситуация в мире по особо опасным инфекциям остается напряженной. К примеру, в прошлом году в мире было зарегистрировано 300 случаев холеры, более 500 – конго-крымской геморрагической лихорадки (ККГЛ, 40 летальных), 100 – чумы, 200 – сибирской язвы, столько же случаев желтой лихорадки.
Чума, холера, язва, лихорадка - В некоторых регионах страны имеются природные очаги опасных инфекций

Если говорить о нашей республике, то, как отметил главный санитарный врач Жандарбек Бекшин на недавно прошедшей конференции, чума, туляремия, ККГЛ, геморрагическая лихорадка с почечным синдромом – эти особо опасные инфекции существуют в основном в южных регионах нашей страны.

На других территориях Республики Казахстан имеются неблагополучные пункты по сибирской язве, клещевому энцефалиту, бешенству и другим природно-очаговым инфекциям.

ЛЕТО – ОПАСНОЕ ВРЕМЯ ДЛЯ ИНФЕКЦИЙ

О том, какие работы ведутся в борьбе с данными инфекциями, чего стоить избегать, как вести себя при укусе клеща, мы попросили ответить врача – эпидемиолога отдела мониторинга за особо-опасными инфекциями филиала «Научно-практический центр санитарно-эпидемиологической экспертизы и мониторинга» Республиканского государственного предприятия на праве хозяйственного ведения «Национальный центр общественного здравоохранения» Министерства здравоохранения РК («НПЦСЭЭ и М» «НЦОЗ» МЗРК ) Зангара Турлиева.

– Болезнь конго-крымская геморрагическая лихорадка – особо опасная инфекция, передающаяся в основном через укус клеща, вызывающий геморрагические осложнения. Проявления: кровотечение, и у нее одна особенность – очень высокая летальность, в среднем от 25 до 40% в зависимости от степени тяжести заболевания. В основном эта инфекция регистрируется в сельской местности, но есть тенденция ее регистрации у городского населения. Потому что именно в летний период, с мая месяца по август многие городские жители выезжают на маевки, в деревню к родственникам, и там могут контактировать с клещами. Есть несколько примеров, когда заражались люди, у которых имелись домашние животные, и при контакте со скотом (убой, стрижка, дойка), они заболевали, – рассказывает Зангар Турлиев.

По словам врача-эпидемиолога, имеется четыре эндемичных региона в Казахстане. Это в основном: Туркестанская, Жамбылская и Кызылординская области и город Шымкент. Ежегодно в этих регионах регистрируется ККГЛ. На данный момент за шесть месяцев 2019 года зарегистрировано 10 случаев: в Туркестанской области – 6 случаев, в Кызылорде – 4. Из них с летальным исходом – 2: один – в Туркестанской и один – в Кызылординской области. В этом году – 2 случая с летальным исходом, в прошлом году – за шесть месяцев был один случай. Одним словом, идет рост заболеваемости, по сравнению с прошлым годом.

В остальных же регионах Казахстана вирус ККГЛ среди клещей не был обнаружен. Поэтому, как уверяет Зангар Турлиев, их поставить наравне с эндемичными территориями они не могут. Интересный факт: клещи являются источниками инфекции, а животные как прокормители. Но при этом четвероногие не болеют данной инфекцией.

– Мы ежегодно, весной и осенью перед эпидсезоном выезжаем в регионы и мониторим. Перед тем, как продавать скот и мясную продукцию, рекомендуем людям, чтобы животное в течение 14  дней стояло на карантине под наблюдением ветеринарного врача. Только после этого они должны реализовывать мясо. У нас есть такие крупные базары в Шымкенте, Жамбыле, где очень большое количество животных завозится не только из южных регионов, но и из других территорий. Но, к сожалению, зачастую эти мероприятия не проводятся, – сетует врач-эпидемиолог. Контроль, как он утверждает, выполняется комплексно: со стороны департамента контроля качества товаров безопасности и услуг, местных исполнительных органов, куда входят ветеринары. Сотрудники филиала ежегодно выезжают в больницы, мониторят непосредственно работу самих ветеринарных служб.

– Есть свои недоработки, работа налажена, не скажу на все сто процентов, но на 80% к улучшению идет. Ведь клещи – неконтролируемые существа. Проводится и противоклещевая обработка, как природных очагов, так и сельскохозяйственных животных. При этом, сейчас у нас ежегодно идет тенденция к росту численности самого поголовья скота. Иногда бывает такое, что не справляются. Зависит от погодных условий. К примеру, весенняя обработка у нас начинается приблизительно в апреле месяце. В этом году, в связи с погодными условиями, очень дождливая была весна, бесполезная была обработка скота, так как в момент обработки все дезинфицирующие средства смывались, и в связи с этим проводилась запоздалая противоклещевая обработка. Раньше данные мероприятия контролировались на местном районном уровне, сейчас – акимами областей. Аким области выносит постановление, утверждает ответственных лиц, и после постановления на районных уровнях выносят свое решение. Если какие-то недочеты имеются, то они несут ответственность перед акимом области, – говорит Зангар Турлиев.

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ И СОВЕТЫ ВРАЧА

Собеседник рассказал о специфических методах работы. Это касается сельчан, когда они не понимают суть проводимой работы. Например, сейчас проводится большая работа по выявлению клещей. Многие жители сельской местности думают: клещ не опасен и действуют по старинке – самостоятельно выдергивают его, когда приходит полностью заклещованный скот, по 100 клещей на одной голове. Можно сказать, что обработка была неэффективной, если местные исполнительные органы должным образом не контролируют механическую уборку, вывоз навоза, мусора.

Перед каждой обработкой в скотопомещениях, подворьях местные исполнительные органы должны контролировать, чтобы она была эффективна.

– Если есть навоз, мусор, то клещ – такое создание, что может находиться в этом мусоре, а обработка может и не дойти до этого клеща. Обработка прошла, клещ вышел и дальше пошел нападать на тот же скот и жителей. Мы всегда выезжаем перед обработкой, объезжаем села, проводим подворовые обходы. В основном такие нарушения бывают со стороны ветеринарной службы и местного населения, – подчеркнул он.

Сами жители обработку сделать не смогут, потому что это трудоемкая работа и очень дорогая. Во-вторых, есть свои нюансы, где и какие места обрабатывать, о которых простые жители не знают. Например, для обработки крупного рогатого скота есть специальные душевые установки, куда загоняется скот, его полностью со всех сторон обливают дезинфицирующим средством, шлангом. Для мелкого рогатого скота есть купочные ванны, они имеются в каждом районе нашей страны. Если не на 100%, то на 70%, уверил наш собеседник. Эти ванны были еще с советских времен и требовали капитального ремонта. Они на контроле у акимов областей, и многие из них сейчас реконструированы.

Что касается финансирования этих трех эндемичных регионов нашей страны, то, оказывается, на все мероприятия в год уходит приблизительно около миллиарда тенге. На первом месте по финансированию стоит Туркестанская область – 800 млн выделяется, на Жамбыл и Кызылорду – по 300 млн приблизительно. Объясняется это тем, что в Туркестанской области очень много населенных пунктов.

На наш вопрос, как обстоят дела с приграничными республиками, ведь инфекция может и оттуда прийти, Зангар Турлиев ответил, что эндемичными регионами являются несколько стран: в РФ – Астраханская, Оренбургская области, которые граничат с ЗападноКазахстанской областью, Атырауской областью. Туркестанская область граничит с Узбекистаном, Жамбылская – с Кыргызстаном.

– Здесь не могу сказать, какая страна на первом месте стоит по опасности заражения инфекцией. Нам информацию предоставляет ВОЗ о ситуации в мире в целом по особо опасным инфекциям, включая ККГЛ. В РФ мы имеем данные, но по Узбекистану не можем сказать. Скоро будет проводиться международная конференция, касающаяся особо опасных инфекций, мы будем там поднимать данный вопрос именно по взаимному обмену информацией, все-таки идет миграция из того же Узбекистана и Киргизии. Кстати, был один завозной случай из Узбекистана с летальным исходом. Заражение произошло в Узбекистане, – рассказывает Зангар Турлиев.

Подробно рассказывая о конго-крымской геморрагической лихорадке, врач – эпидемиолог, подчеркнул, что основной путь, через который передается инфекция, – укус клеща, второе – контакт через кровь и слизистые больного. Сейчас ведутся исследования о том, могут ли люди заразиться от животного при резке и вычистке. Такие исследования проводились уже в Жамбылской области. Там брали кровь животных, результаты исследований озвучат после, уверил нас врач-эпидемиолог.

– Сейчас не могу сказать, что ККГЛ передается именно через кровь животных. Животное является прокормителем, может быть носителем. Например, при бруцеллезе заражение идет при резке, контакте с кровью животного. Здесь же научно не доказано, и, конечно, передается от больного человека с рвотой, – резюмировал он.

Голодные клещи не способны самостоятельно передвигаться на большие расстояния, и они ожидают свою жертву, сидя на травинках и кустиках. Вцепившись в шерсть животных, паразиты активно передвигаются по телу, выбирая место для кровососания.

Помимо противоклещевых обработок филиал «НПЦСЭЭиМ» «НЦОЗ» МЗ РК мониторит и работу медицинских работников, потому что они зачастую сталкиваются с больными. Как утверждает врач-эпидемиолог, когда они выезжают в данные регионы, наблюдают такую тенденцию: очень много молодых специалистов, которые приезжают в регионы, и с ними не проводят никаких инструктажных работ, и у них нет настороженности.

– При ККГЛ, например, есть стандартное определение, свои диагнозы. Это предположительное, вероятное и уже подтвержденное. Предположительное, – это когда уже непосредственно есть схожесть с гриппом и ОРВИ, повышенная температура, ломота; вероятный случай – это когда имеют в анамнезе укус клеща, непосредственно при контакте с животными и т.д. Или нахождение на эндемичной территории при ККГЛ, плюс носовые кровотечения, конъюнктивит может быть. С калом кровеносные выделения могут быть, рвотные массы с кровью – это вероятный случай. А подтвержденный – это совокупность всего и еще подтвержденность лабораторным методом, который дает положительные результаты. Если такой случай выпадает, наши медицинские специалисты сразу берут кровь на первые сутки, через пять – берут второй образец крови. И уже третий – на 14-е сутки. Это разработанный нами и американской компанией SDS стандарт. Проводятся лекарственные мероприятия, в основном лечат рибоверином, – продолжает Зангар Турлиев.

БОРЬБА С КЛЕЩАМИ

Какая же ведется борьба с клещами? Как отметил Зангар Турлиев, выезды бывают только весной и осенью. Большую территорию сложно обработать, признается он. Второй тур противоклещевой обработки начнется в августе и продолжится до конца сентября. Именно в это время происходит активация клещей.

Здесь уже проводятся свои мероприятия, определяется санитарно - защитная зона (около 300 метров) вокруг населенного пункта. Ветеринарные службы работают внутри этой зоны. Обрабатывают скотопомещение, скот, плюс буферные зоны – тропы, по которым проходит скот; лежбище, где скот отдыхает. Данные зоны определяют местные исполнительные органы. Чтобы не отравился скот, не обрабатывается место, где проводится выпас. Все эти мероприятия должны вестись одномоментно, отмечает собеседник ЛИТЕРа. – Ежегодно, совместно с департаментом контроля качества и безопасности товарных услуг, ветеринарными службами, акиматами и филиалами центра экспертизы разрабатывается и согласовывается единый график, по которому они должны обработку проводить одномоментно. В один день приехать. В каждом регионе перед обработкой выезжает зоолого-профилактическая группа. Они перед обработкой проводят зоологические исследования, собирают клещей, а после обработки они уже проверяют качество самой обработки. Контроль идет, если выявляем некачественную работу, заставляем еще раз обработать территорию, – рассказывает врач-эпидемиолог.

Исследования крови на вирус ККГЛ – дорогостоящая процедура. В первый раз бесплатно проводится, финансирует республика. Если же люди хотят себя обезопасить после укуса клеща, то обращаются в лабораторию особо опасных инфекций, там уже на платной основе. Зангар Турлиев подчеркивает, что ККГЛ в южных регионах на сегодняшний день очень актуальная и особо опасная инфекция. Он советует в контакте с животными не пренебрегать элементарными инструкциями. Одевать перчатки, прежде чем извлекать клеща, желательно не трогать его, а обратиться к местному медицинскому пункту. Бывает так, что люди сами выдавливают клеща, если есть микротрещина в организме, вирус попадает в организм, и вы можете заразиться, предупреждает он. Нельзя выкидывать клеща, если все-таки укусил, обязательно провести лабораторное исследование. Практически все клещи являются переносчиками болезней.

– Есть еще одна проблема по обработкам: неправильно ведутся тендеры. Проводят тендер долго, процесс много времени занимает. Момент можно упустить, именно тот период, когда клещ более активный, нападает на население и на сельскохозяйственных животных. Ведь нужно обрабатывать, когда он в стадии личинки. В феврале начинают проводить тендер, до середины мая растянуться может, – сетует Зангар Турлиев.

Жителям ВКО, СКО, Акмолинской и Алматинской областей переживать не стоит. Эти регионы не являются эндемичными. Но сильно расслабляться тоже не следует, потому что они граничат с другими областями. А это тоже вызывает опасения, подытожил наш собеседник.

Последние эпидемиологические исследования в нашей республике показали, что собаки и домашние птицы тоже являются переносчиками ККГЛ. Страны, где регистрировались случаи заболевания ККГЛ: Афганистан – 267 случаев, 4 – с летальным исходом; Пакистан – 100 случаев, 11 летальных, Иран – 56 случаев, 7 летальных, Россия – 39 случаев, 1 летальный, Турция – 5 случаев, 1 летальный, Таджикистан – 5 случаев, 3 летальных.

Новости партнеров
×