Новости Казахстана Новости мира Интервью Life style Спорт Культура Регионы Amanat
$ 523.86  544.34  5.11

Судебная система РК - семь камней правосудия

В правовом Государстве мерилом и ориентиром всего является только закон.
23.08.2019, 17:50
Судебная система РК - семь камней правосудия

Отечественная судебная система претерпевает значительные преобразования. При этом еще не сломлен некоторый негативный стереотип общественного восприятия их работы. Почему так происходит, и каковы перспективы развития судебной системы рассказал Liter.kz пресс-секретарь Верховного Суда, кандидат политических наук Айдос Садуакасов.

БЕЗ ТЕРНИЙ – К СПРАВЕДЛИВОСТИ

– Читатели нашей газеты в курсе того, что Верховным Судом проводится большая работа по повышению доверия граждан. Эксперты давно обсуждаютэффективность «Семи камней правосудия». Что это за программа? И как удалось «высеять» актуальные проблемы судебной системы?

– Произошедшие преобразования не зародились вдруг из ничего, а есть логическое продолжение реформ, заложенных в Плане нации. Елбасы, как помните, поставил задачу повысить доверие к суду. «7 камней» ориентированы именно на ее решение. Эта задача требовала изучения общественного мнения, каким видится судебная система глазами народа. На открытое обращение Председателя Верховного Суда через СМИ и соцсети мы получили более 1 000 предложений. Юристы и просто граждане поделились своим мнением от сложных тем права, отбора и назначения судей до элементарной их культуры поведения на процессе. Эти предложения систематизированы в «Семь камней правосудия». Почему именно семь? Отвечу: все значимые проблемы, и пути их решения были объединены в направления. Так сформированы семь команд. Их направленность отразили названия – «Мінсіз судья» (Безупречный судья), «Үлгілі сот» (Образцовый суд), «Әділ процесс» (Справедливый процесс), «SMART СОТ» (Умный суд), «Коммуникациялық стратегия» (Коммуникационная стратегия), «Сапалы нәтиже» (Качественный результат), «Татуласу: сотқа дейін, сотта» (Примирение: до суда, в суде).

– Вот уже второй год мы наблюдаем новый этап модернизации судебной системы. Начиная его, руководством Верховного Суда предложено видение: «Сделано немало – продолжим вместе!» Удалось ли достигнуть задуманного?

– Действительно, любая реформа требует единения усилий многих людей, тем более, когда речь идет о такой сложной сфере, как судебная. Сами знаете, суд является последней инстанцией поиска желанной истины. Часто она сопровождается различными трудностями, порой люди в отчаянии не знают, где и как добиться справедливости. Мы хотим облегчить данный путь. В этом и заключается смысл поставленных Елбасы трех задач: создать стимулы, чтобы судьями захотели стать лучшие юристы, усилить фильтры отбора новых судей и профессиональной оценки действующих, а также ужесточить их ответственность за допускаемые нарушения.

Спросите: почему мы начали с этого? В основе успеха любых преобразований лежит профессионализм специалистов. В корне модернизации судебной системы – компетентность судейского корпуса. Сейчас все судебные залы республики оборудованы аудио-, видеофиксацией, действует «Судебный кабинет», «Ситуационный центр» и т.д. Но какой от всего этого толк, если судья не может ими пользоваться, будет некомпетентным?

Поправки в закон открыли дорогу в судейский корпус кандидатов вне конкурса – специалистам в сфере налогов, таможни, инвестиций, интеллектуальной собственности, конкуренции и антимонопольной деятельности и др. Мы также существенно остановили отток судей. Раньше ежегодно увольнялись до 100 человек. Они ссылались на неконкурентную зарплату, непрозрачный отбор, условия для роста по карьере и ненормированную работу. Сегодня, напротив, растет число претендентов в судьи. Их в этом году в 2 раза больше, чем в прошлом. Созданная в мае Комиссия по качеству тщательно изучает профессиональные и этические стороны судей. Так, в этом году Комиссия уже дала заключение по кандидатам на должности судей Верховного Суда и председателей областных коллегий. Им также в текущем году предстоит оценить каждого пятого судью по новым критериям. Те, кто допустил серьезные ошибки в работе, не смогут пройти проверку, а это, естественно, повлечет увольнение.

– Эти меры в принципе должны были уменьшить число жалоб. Однако они все еще продолжаются. Что сделано конкретно по данному кейсу? 

– Разработаны 2 законопроекта. Они способствуют тому, чтобы сделать судебные процессы понятными, удобными и разумными. Так, первый проект закона нацелен на очищение гражданских процессов от формализма. Вот, смотрите: в рамках простого дела судья обязан вынести до 14 промежуточных решений. Так требует ГПК. Судья не может дойти до истины, если стороны сами не раскроют эти детали. Все это непонятно для людей, откуда им знать тонкости процесса и процессуальные барьеры?

Еще один законопроект – об адмюстиции. Он базируется на принципе «презумпции виновности» госоргана, который будет обязан обосновать свое решение или действие, а не тот, кто на него подал иск. Полагаю, адмюстиция поменяет отношение госорганов к людям и бизнесу. Данный институт уже успешно работает практически во всех постсоветских странах. Там представители госаппарата стали более дисциплинированными, оздоровился экономический климат, в рост пошли инвестиции.

Чтобы сделать понятными судебные акты, ВС поменял требования по структуре их составления, обязав судей разъяснять их суть и логику принятого решения после оглашения.

ГЛАВНОЕ МЕРИЛО – ЗАКОН

– Сделано, действительно, немало. Даже несведущий в судебных вопросах сегодня скажет об этом. Но все же, может, уже есть какие-то предварительные итоги этих «Семи камней»?

– Они, действительно, значительные. Успех любых преобразований зависит не только от самих реформаторов, но и от уровня готовности общества меняться в соответствии с предлагаемыми изменениями. Как я уже сказал выше, мы изменили законы. Постепенно обновляется судейский корпус. Но этого недостаточно и не будет ощутимых эффектов, если не меняется отношение людей к закону. Вот в этом вся сложность.

Люди продолжают обращаться в различные учреждения. Этот пережиток советской эпохи до сих пор не изжит. При этом нельзя забывать, что правосудие в Казахстане так же, как и в любой стране, осуществляется только судом. Никакие иные органы и лица не вправе присваивать себе полномочия судьи или его функции. Какое-либо вмешательство в деятельность суда по отправлению правосудия недопустимо и влечет ответственность по закону. Уже стало «модно» обсуждать в Фейсбуке те или иные судебные акты. Но язык соцсетей – эмоциональный и не отражает всю полноту информации из зала суда. Порой люди недоговаривают ключевой аргумент судей, а вместо этого описывают свои переживания, выдавая себя жертвой правосудия. Действительно, читая такие посты, невольно чувствуешь эти эмоции. Усиливает это масса комментариев сочувствующих. Но если мы хотим строить правовое государство, главным мерилом и ориентиром всего должен оставаться только закон.

Необходимо отметить, что каждый обжалуемый приговор или решение необходимо рассматривать строго индивидуально. Иногда люди, не исчерпав все процессуальные возможности, предрешая обжалование, «опускают руки» и не идут в вышестоящие инстанции. А ведь случается и такое, когда, пройдя все судебные инстанции, кассация отменяет все судебные акты и оправдывает человека! Тоже можно сказать и о гражданских процессах. Зачем я все это говорю? Как мы поняли, проблема заключается в необходимости изменения парадигмы мышления. Как у судей, так и у участников процесса. Перед реализацией «Семи камней» мы изучили международный опыт и убедились, что в развитых странах далеко не все иски попадают в суд. Например, в судах США, Сингапура, Кореи, Дубая и Англии успешно внедрен проектный менеджмент. В результате появились новые виды судопроизводства: «ночной», «виртуальный», «семейный» суды, медиация и др. Там порядка 80-90% гражданских споров разрешаются путем примирения. Это сказалось не только на значительной разгрузке судей, но и на повышении правосознания людей.

Мы переняли этот опыт и реализовали большой пласт работы по популяризации примирения. Так, совместно с акиматами, профсоюзами, медиаторами по стране открыто 46 центров примирения, в которых работают медиаторы, психологи и юристы. Функционирует более тысячи кабинетов примирения, в том числе более 300 – в судах. Реализуется ряд совместных мероприятий с Федерацией профсоюзов и Министерством общественного развития в целях снижения уровня конфликтности в обществе, повышения правосознания и правовой грамотности населения, развития института медиации. Проведены встречи с интеллигенцией, активистами и аксакалами регионов. В общественных приемных партии «Nur Otan» в столице, Кызылординской и Алматинской областях запущен пилотный проект «Центры примирения». Цель продвигаемых идей – культивировать и сохранить в обществе стремление к мирному, взаимоприемлемому разрешению любого конфликта.

Данный посыл хорошо воспринят в обществе. Идет встречная реакция: ассоциации медиаторов сами стали открывать центры внесудебного примирения, в ряде районов созданы советы биев. В судах, рассматривающих гражданские дела, реализуется пилотный проект «Судья-примиритель»: по спорам, где возможна медиация, на стадии принятия иска судьи разъясняют сторонам преимущества мирного разрешения конфликта. В результате примиряются 55% от явившихся на беседу сторон. Это очень высокий показатель для начала работы. – Да, сейчас уже ни для кого не секрет, что в «ночном» суде можно вечером получить постановление по ДТП, благодаря «семейному» суду – меньше стало разводов, а участвовать в процессе можно и, находясь в другой стране, через смартфон… Думаю, эти пилоты наиболее популярны и востребованы… – Вы правы. Вот только несколько недавних новшеств «Судебного кабинета»: объединены 32 сервиса по отправке заявлений и ходатайств по гражданским и уголовным делам, запущено 5 видов ходатайств и заявлений в электронном формате, выбрать профессионального медиатора, подав заявку на проведение медиации, можно в электронном виде. Посредством «Виртуального суда» люди экономят не только средства, но и самое ценное – время. Внедрены современные форматы работы судов, в судопроизводство – цифровые технологии, сокращены излишние судебные процедуры и издержки. Эти изменения в целом ориентируют судебный процесс на эффективность, полноту и мобильность разрешения дела. Это, в свою очередь, способствует выполнению стратегической задачи – повышению доверия общества к судам.

ЦИФРОВИЗАЦИЯ ВАМ В ПОМОЩЬ

– В разговорах с сотрудниками судов часто слышимо реинжиниринге бизнес-процессов. Разве такое применимо к суду?

– В свое время казалось, что судьи не имеют никакого отношения к соцсетям. А сейчас, как видите, в Фейсбуке более 300 судей и сотрудников судов ежедневно разъясняют логику судебных актов. Точно также любой новый тренд не обошел стороной и суд. Раз мы

нацелены на создание удобств посетителям, то мы обязаны внедрить все прогрессивные элементы менеджмента и сервиса. Все-таки, когда вы заходите в зал судебного заседания в глаза бросается атрибутика правосудия, и она создает атмосферу торжества закона. Точно также мы должны создать условия для посетителей суда, как «театр начинается с вешалки». На это ориентированы фронт-офисы судов. Их уже открыто 50, до конца года планируем довести до 100. Современный хай-тек дизайн их помещений, оснащение интернетом, дельные советы адвокатов, медиаторов, конфликтологов и психологов, несомненно, играют свою существенную роль в разгрузке как людей, так и судов. Некоторые посетители после таких консультаций начинают прибегать к помощи медиаторов, забыв свои обиды и споры.

Разумеется, мы допускаем человеческий фактор. И здесь важно мнение каждого посетителя суда. Это есть механизм обратной связи с населением. На устранение недостатков в организации судебных процессов, обеспечение высокого уровня сервиса с сопровождением вежливого персонала суда направлен проект Digital agent (народный контроль). Данное мобильное приложение позволяет любому пользователю в режиме онлайн связаться с администратором судов и на месте решить возникающие вопросы. Допустим, после заседания участник процесса не смог получить запись АВФ или обнаружил отсутствие стола или сломанный стул. Это он может отразить в данном приложении. В систему внесены данные почти 400 судов, на местах определены ответственные сотрудники для обратной связи с гражданами.

– В СМИ я не раз читала о визитах иностранных делегаций с целью перенять опыт казахстанских судов в части цифровизации судопроизводства. Какие технологии будут внедрены в дальнейшем?

– IT-технологии следуют семимильными шагами. Их внедрение в судопроизводство – веление времени. Современные тренды цифровизации существенно облегчают судопроизводство. В этом плане в ближайшем будущем планируется запустить сервис «Судебная практика». Он позволит перевести формат судебных актов в машиночитаемый вид, алгоритм поиска информации по ключевым словам. Прорабатывается вопрос внедрения модуля «Цифровая аналитика судебной практики». Это целый комплекс услуг предсказуемости и прогнозирования исхода дел. Не забыли и о таком удобном сервисе, как Суд-Gis (карта навигации), а также системы защиты информации (обеспечение копирования, резервирования и восстановления на уровне подсистем, мониторинг и контроль качества) и телеграмм-бот.

Новости партнеров
×