Эту тему на страницах ЛИТЕРа продолжает директор Института общественной политики партии «Nur Otan» Айнагуль ШАЙКЕНОВА :
Язык ультиматумов – не компромисс
Основные тренды нового политического сезона, начало, тональность и повестка которому были заданы на Политсовете партии «Nur Otan», нашли свое конкретное и системное отражение в Послании Президента Республики Казахстан «Конструктивный общественный диалог – основа стабильности и процветания».
Надо сразу отметить, что основные векторы политической и социально-экономической повестки, обозначенные в Послании, были заложены еще в предвыборной программе К.К. Токаева, выдвинутого кандидатом в Президенты РК от партии «Nur Otan».
В целом все обозначенные направления главного документа года – это предметная и конкретная стратоориентированная программа действий руководства страны, всех ветвей власти и институтов гражданского общества, определяющая главные задачи на краткосрочную и среднесрочную перспективы.
Концептуальным отличием является то, что красной линией через все обозначенные приоритеты Послания проходит идея обеспечения стабильности и процветания. Достичь этого можно только через инструменты общественного диалога. И власть показала, что она готова к цивилизованному диалогу. И в этой связи особо хотелось бы отметить то, что Глава государства призвал всех не относиться к мирным митингам как к чему-то неординарному. По существу они должны стать действенным инструментом достижения консенсуса между всеми сторонами противостояния, но в рамках правового поля. И это общемировая практика.
Прошедшие выборы сильно наэлектризовали общество. Как показывает анализ, люди остро нуждаются в площадках, где они могли бы выразить свое мнение, свое право на свободу ее выражения. Площадки могут быть разные. Сегодня общественностью востребованы митинги и собрания. И власть обозначилась по этому вопросу. Причем сразу сказав, что эта норма заложена в Конституции. Пожалуйста, пользуйтесь, выдвигайте свои требования в легитимном русле, но при этом будьте ответственными и за слова, и за действия. Должно быть понимание и того, что эффективное решение может приниматься только при условии диалога, конструктивизма, ответственного гражданина. Это не должно быть местом «площадной демократии», выливающейся на улицы городов и сел в виде насилия и погромов, причинения ущерба для общественного и частного имущества, нарушения общественного порядка.
В обществе, в силу сложившейся политической традиции и повестки, зачастую формируемой хейтерами социальных сетей, сложилось ошибочное мнение и позиция относительно формата проведения акций протеста, политического стиля протестности. Налицо дефицит культуры политического диалога, когда все участники ориентировались на силовой режим. Язык ультиматумов – это уже не компромисс и диалог. «Несогласные» изначально программируются на недоговорной алгоритм. Они ориентированы на скандальность и провоцирование работников правоохранительных органов и представителей власти. И мы видели, как отрицание культуры конструктивных протестов, организованных и проводимых в правовом поле, нежелание проводить митинги мирно и в правовом поле, приводило к арестам и задержаниям. На то она и власть – она вынуждена в целях обеспечения общественного порядка так реагировать.
Используя недостаточную зрелость гражданского общества свою программу фейк-ньюс с популистской риторикой запускают «фейковые» лидеры, те, кто заинтересован в дестабилизации. Люди могут критиковать власть за упущения, но это не означает, что власть позволит им стать пушечным мясом в руках популистов и политических интриганов, готовых ввергнуть страну в пучину хаоса и дестабилизации. И Президент Токаев достаточно четко определил презумпцию главенства принципов в пользу мирных митингов в рамках действующего законодательства, их законности, соразмерности ограничений, надлежащей практики административного регулирования.
Взаимная ответственность
Какой главный посыл и месседж заложен в этом тезисе Послания? Во-первых, власть обозначила перезагрузку подходов в управлении внутриполитическими процессами. В отношении активной и латентной группы протестующих людей выбрана политика цивилизованного и конструктивного диалога. В результате тест-драйвы разрешенных митингов проведены. Причем с участием разных по идеологии и требованиям институтов гражданского общества и самоорганизованных активистов. Кстати, партия «Nur Otan» также использовала эту площадку, и достаточно эффективно. И властью соответствующие выводы сделаны: санкционированные митинги дерадикализуют волну социального протеста.
Во-вторых, подан четкий сигнал всем реальным и потенциальным участникам и организаторам акций протестов о важности соблюдения принципа ответственности и законопослушности. Это основные доминанты, формирующие, в том числе, цивилизованную публичную культуру политического протеста и участия граждан в жизни общества.
В-третьих, говоря о правовых рамках проведения мирных собраний, Президент страны обосновывает важность формирования культуры ответственного участника и организатора акции протеста. В чем это проявляется? Во всем, начиная с заявления о придании статуса санкционированности митингу, обеспечения порядка и заканчивая уборкой территории, где проходил митинг.
Надо признать факт того, что участие в несанкционированных акциях протеста для определенной группы населения стало «профессией». Демократия предполагает, в первую очередь, законопослушность. Любая акция протеста должна носить санкционированный характер, где организаторы несут полную ответственность за ее проведение. В противном случае это хаос, что, собственно говоря, мы сегодня и наблюдаем во многих странах, которые позиционировались как «островки» и «оазисы» демократии. Кстати, в странах Европы за нарушение требований законодательства о санкционированном характере мирных собраний наказывают очень жестко.
Так, в Италии митинги проходят исключительно по согласованию с властями. Требование исполнять закон не считается ущемлением демократии. В частности, законом предусмотрено лишение свободы на срок до года любому участнику собрания, численность которого превышает 10 человек, подпадающего под определение «нежелательное скопление народа». Более того, предусмотрено лишение свободы сроком от 6 месяцев для тех митингующих, кто имел при себе оружие. Если митинг перерастает в шествие и есть опасность общественному порядку, полицейские имеют право применить силу при условии, что после 3-х устных предупреждений с призывом свернуть митинг его участники отказываются расходиться. Лица, отказавшиеся подчиниться приказу полиции, подвергаются наказанию в виде лишения свободы от 1 месяца до 1 года и обязаны выплатить штраф от 30 до 413 евро. Например, события октября 2011 года, когда весь мир наблюдал за вспышками политического экстремизма и массовых беспорядков под влиянием международного движения Occupy Wall Street и провокаторов «блэк-блокеров». Трое участников акции были приговорены к длительным тюремным срокам.
Во Франции, родине демократии, где свобода была одним из лозунгов Французской революции, митинги и манифестации являются записанным в конституции правом. Однако они подчиняются жестким правилам. Такие акции могут проводиться исключительно после полученного от префектуры полиции разрешения. В нем подробно указываются предполагаемое количество участников, цели, время начала и завершения, место проведения. При ложности сведений, организаторов могут привлечь к судебной ответственности – им светит штраф до 7 500 евро, а также тюремный срок до шести месяцев. В случае неподчинения представителям закона после двойного предупреждения, полиция имеет полное право применить против них силу. Задержанным грозит тюремное заключение на год и штраф в 15 тысяч евро. Штрафы и сроки увеличиваются в пять раз, если у манифестантов обнаружены предметы, которые могут служить в качестве оружия.
Такие же жесткие меры применяются и в ряде других европейских стран: Финляндия, Швеция, Великобритания и др.
Таким образом, что сегодня под ответственностью и законопослушностью должны понимать все субъекты политического действия? Во-первых, у организаторов мирных митингов должна быть собственная конструктивная политическая повестка или программа. Во-вторых, организационная структура с политическими лидерами, способными не только собрать людей, но и уговорить вовремя разойтись. В-третьих, менеджеры мирного митинга должны нести ответственность за то, чтобы мирное собрание не было превращено в выплеск эмоций, не приобрело стихийный и неуправляемый характер. И в-четвертых, наверное, самое важное – должно быть продемонстрировано желание к конструктивному диалогу с оппонирующей стороной, готовность выслушать друг друга.
В Послании власть продемонстрировала реальное желание к диалогу. Теперь осталось реализовать на деле заявленные последовательные системные шаги в направлении развития гражданского общества всем его участникам. Каждый участник этого процесса должен руководствоваться здравым смыслом, нацеленностью на эволюционную демократию и прогрессивное развитие.