Загипа Балиева высказалась о необходимых мерах по защите детей

На содержание одного осужденного в год из бюджета выделяют около 900 тысяч тенге.
Мадина Мамырханова

На многочисленные происшествия по фактам надругательства над детьми у депутатов и правозащитников один ответ - нужно ужесточать наказание за педофилию. Иначе, считают они, этот кошмар в стране не прекратится. Однако не все общественники поддерживают их точку зрения, передает Liter.kz.

Депутат Мажилиса Загипа Балиева в ходе онлайн-обсуждения вопросов насилия в отношении женщин и детей заявила, что педофилов нужно приговаривать к смертной казни.

«По педофилии я стою на своей позиции, что нужно применять смертную казнь. Я, как юрист, знаю, что смертная казнь недопустима, что убийство не должно порождать убийство, но это можно сказать, когда речь идет о взрослом, но когда на ребенка трех-пяти лет нападает огромный дядя и он не может постоять за себя, то мы должны таких взрослых ставить на место», - сказала она.

В подтверждение своих слов она озвучила статистику. В 2015 году были убиты 38 детей, а в 2016 году - уже 127. В последующие три года были убиты 94 ребенка, а с начала 2020 года - 14 детей.

Озвучила она и пятилетнюю статистику по изнасилованиям детей: в 2015 году произошло 261 таких случаев, в 2016 - 123, в 2017 году - 130, в 2018 - 114, в 2019 году - 154, а с начала 2020  года - 125 случаев.

Балиева также предложила создать отдельный госорган, который будет рассматривать вопросы семьи, детей и молодежи.

В этом вопросе ее поддерживает депутат Ирина Смирнова. Она заявила, что «нужно также применять смертную казнь к тем, кто покушается на жизнь и здоровье детей».

Указала депутат и на необходимость вернуть в школах предмет "Этика и психология семейной жизни" и пересмотреть содержание программы "Самопознания", которое преподается с 1 по 11 классы, и рассказывать на этих уроках о том, какие должны быть взаимоотношения в семье и как нужно в целом жить.

Смирнова также предложила вернуть единый телефон доверия 111, чтобы каждый ребенок мог позвонить и получить помощь.

С депутатами согласна заместитель председателя Альянса женских сил Казахстана Азиза Шужеева. Эксперт уверенна, пока не будет одного ответственного госоргана, который будет непосредственно решать проблемы не только противодействия бытовому насилию, но и профилактики, нынешний «межведомственный футбол», когда министерства и акиматы перекидывать ответственность друг другу, не прекратится.

Нужно, считает она, решать более точечно и вопрос финансирования проектов по поддержке жертв бытового и сексуального насилия.

«В Туркестанской области в шести районах на уровне ДВД сократили инспекторов по делам женщин и семьи в структуре правоохранительных органов. Заместитель акима области Сакен Калкаманов пишет, что у них дотационная область и у них нет средств на решение этой проблемы и раздувать штат он не позволит. Это его принципиальная позиция. Но я сегодня открыла портал госзакупок - ГУ «Управление общественного развития» за семь месяцев освоила миллиард тенге подписанных контрактов на различные услуги. То есть на различные услуги деньги есть, а на решение проблем бытового насилия - нет», - сказала она.

Тему денег подняла в свою очередь и эксперт Нацкомиссии по делам женщин и семейно-демографической политике при Президенте РК Галина Моисеенко. По ее данным, на рассмотрении в суде дел 12 тысяч жертв бытового насилия выделено почти 500 миллионов тенге. На содержание одного осужденного в год тратится около 900 тысяч тенге. Только в 2019 году в семейно-бытовой сфере совершено 1055 уголовных правонарушений. Получается, что за один год государство потратит на их содержание около миллиарда тенге. А ведь некоторых осуждают на 10-15 лет.

Однако эксперт гендерного равенства и профилактики насилия, соучредитель и директор ОФ  "Свет" Кирилл Флаймен высказался против введения смертной казни для педофилов. Для предотвращения насилия, по его словам, нужно ввести в стране по опыту западных стран и стран Восточной  Азии в целях профилактики обязательную принудительную психотерапию и психокоррекцию для насильников во время заключения, ограничения свободы и других законных мер пресечения, включая защитные предписания.

"Наш Фонд напоминает слова восьмого Генерального секретаря Организации Объединенных Наций Пан Ги Муна о том, что "в 21 веке нет места смертной казни. Смертная казнь подрывает человеческое достоинство и ее отмена и мораторий помогает развитию прав человека". От себя хочу добавить, что нести ответственность за преступное деяние - это не лишится этой ответственности через смерть, а именно нести ее на протяжении срока заключения, данного законом", - сказал он.

23 июля в Сатпаеве пропала пятилетняя девочка. На ее поиски собрались все неравнодушные жители. Малышку искали в степи и во дворах жилых многоэтажных домов. Позже ребенка обнаружили в одной из квартир многоэтажного дома.  На месте был задержан мужчина по подозрению в похищении и изнасиловании малолетнего ребенка.

Этот факт возмутил жителей города — люди собрались у дома предполагаемого преступника, а затем проследовал к местному зданию полиции с намерением устроить самосуд. Беспорядки длились всю ночь. К утру полицейским удалось стабилизировать ситуацию.

«По данному факту начато досудебное расследование. Проводятся следственные действия, назначены необходимые экспертизы. Его действия квалифицируются по двум статьям Уголовного кодекса – похищение человека, изнасилование малолетней», — сообщил министр внутренних дел Ерлан Тургумбаев 24 июля на онлайн-брифинге в СЦК.

Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев провел совещание по поводу беспорядков в Сатпаеве.  Он взял на личный контроль это дело.

Руководитель общественного фонда «Не молчи» Дина Смаилова, которая уже много лет помогает жертвам насилия, рассказала изданию о поведении толпы, неотвратимости наказания в Казахстане и неработающих законах.

Новости партнеров