Новости Казахстана Новости мира Интервью Life style Спорт Культура Регионы Amanat
$ 494.87  520.65  4.91

Политолог высказался об участии Казахстана в международных организациях

20.11.2020, 19:01
Политолог высказался об участии Казахстана в международных организациях

Эдуард Полетаев, политолог:

Такая категория официальных документов, как «концепция», в последнее время стала активно использоваться на всех уровнях государственной власти. Концепция является политико-программным документом, влияющим на суть процессов развития отдельных направлений деятельности. Это изложенная на бумаге управленческая конструкция, содержащая системное представление о том, как перейти от текущего положения объекта управления к желательному. Не является исключением и Концепция внешней политики РК на 2020-2030 годы, утвержденная Указом Президента более полугода назад.

Так что, когда возникают вопросы о путях политического поведения Казахстана, его принципах, целях и задачах, приоритетах в двусторонних и многосторонних взаимоотношениях, не нужно искать иголку в стоге сена, заниматься конспирологией и алармизмом. Достаточно внимательно прочитать вышеупомянутую концепцию, относительно компактный по объему документ, находящийся в свободном доступе. В целом, сразу будет понятно, что Казахстан – открытая страна, не имеющая врагов. Впрочем, ее политическое поведение может быть подвергнуто корректировке, но это в случае неординарных, малопрогнозируемых событий, связанных с угрозой национальной безопасности.

Как отмечено в концепции, «за годы независимости наша страна укрепила позиции на международной арене, утвердилась как миролюбивое и открытое государство, надежный партнер в глобальных и региональных делах». Среди многих знаковых акцентов документа, я бы выделил четыре.

Во-первых, это один из ожидаемых результатов внешней политики – «получение государством, национальным бизнесом и народом Казахстана конкретных выгод от внешнеполитической деятельности». То есть документ написан не в декларативном стиле «за все хорошее против всего плохого», а в прагматическом, инструментальном.

Во-вторых, это «содействие внешнеполитическими методами сохранению и укреплению единства многонационального народа Казахстана». Сохранение островка стабильности и демонстрация соответствующих способностей в условиях повышенной конфликтогенности в мире дорогого стоит.

В-третьих, страна намерена стремиться к налаживанию эффективной системы коммуникаций с широкой казахстанской общественностью по вопросам внешней политики, системно разъяснять ей задачи и приоритеты внешней политики «в целях повышения внешнеполитической компетентности общества и усиления устойчивости к негативному внешнему воздействию». Она собирается применять инструменты «народной дипломатии», взаимодействовать с казахстанскими НПО в сфере внешней политики, усилить «акцент на продвижение и защиту на внешнем периметре интересов государства, бизнеса, каждого гражданина». Внешняя политика, таким образом, становится уделом не только «дипломатов-аристократов». Правда, пока казахстанские общественники применяют свою активность больше на внутриполитическом треке

В-четвертых, первый базовый принцип, в соответствии с которым Казахстан реализует свою внешнюю политику, это «преемственность внешнеполитического курса Первого Президента – Елбасы Н.А.Назарбаева на новом этапе развития страны». В соответствии с Конституционным законом РК «О Первом Президенте РК – Елбасы» Нурсултану Назарбаеву «в силу его исторической миссии пожизненно принадлежит право обращаться к народу Казахстана, государственным органам и должностным лицам с инициативами по важнейшим вопросам внешней политики». Следовательно, без всяких сомнений и всегда будут признаваться внешнеполитические заслуги Нурсултана Назарбаева, визионера, лидера, смотрящего в завтра, благодаря которому Казахстан сумел не только успешно интегрироваться в международное сообщество государств, но и занять в нем заметное место.

Международные отношения - это сфера деятельности, являющаяся не только одной из наиболее сложных и значимых, но и особо важной, так как любое государство стремится быть признанным и влиятельным в мировом сообществе. Международные организации, а в особенности ООН, как ведущий в мире координатор вопросов межгосударственного взаимодействия и сотрудничества, являются своеобразными «клубами легитимности», в которых признанные государства имеют свои представительства. Казахстан сегодня является членом около 50 международных организаций.

Все началось с того, что не успели еще остыть угли от развала СССР, как Казахстан благодаря Нурсултану Назарбаеву начал активно участвовать в работе по созданию основы СНГ. Именно по инициативе казахстанской стороны 21 декабря 1991 года был организован саммит и подписана знаменитая Алма-Атинская Декларация. СНГ нужно и полезно его участникам и сейчас, как бы его не критиковали. Например, внутри объединения сохраняется зона свободной торговли, и страны-участницы не собираются от нее отказываться. СНГ существует почти 30 лет, его называют инструментом «цивилизованного развода», и с этой задачей оно справилось. Это единственная организация, усилиями которой объединяется большая часть постсоветского пространства, причем она не является надгосударственным образованием и функционирует на добровольной основе. На этой площадке не раз встречались президенты Азербайджана и Армении, что нереально было сделать в других форматах.  Ныне СНГ составляет планы своей деятельности до 2030 года. При этом, как подчеркнул Нурсултан Назарбаев в 2016 году, «опыт Содружества пригодился другим интеграционным объединениям, таким как ЕАЭС и ШОС». По мнению Первого Президента, «учреждение СНГ в Алматы 21 декабря 1991 года имеет колоссальное историческое значение».

Перед современным Казахстаном достаточно часто встают вопросы о взаимодействии и сотрудничестве с ООН по различным проблемам. Вступление Казахстана в Организацию, случившееся 2 марта 1992 года, стало очередным из важнейших внешнеполитических шагов молодого государства. Сейчас в Казахстане работают 15 представительств ООН. Нурсултан Назарбаев с 1992 по 2016 годы 11 раз посещал с визитом штаб-квартиру ООН в Нью-Йорке и неоднократно участвовал в работе Генеральной Ассамблеи ООН. В частности, он принял участие в ее 70-ой юбилейной сессии, а также в Саммите ООН по Целям устойчивого развития в сентябре 2015 года.

Таким образом, став членом ООН, Казахстан получил реальную возможность полноправного участия и сотрудничества в решении проблем политического, экономического, экологического, социального, культурного и гуманитарного характера. К тому же основным международным нормативным правовым актом для мирового сообщества, в том числе и определяющим вопросы взаимодействия и сотрудничества государств и международных организаций является Устав ООН.

Практически все знаковые международные инициативы Казахстана, которые реализованы или находятся в стадии реализации, были впервые озвучены именно с трибуны ООН.

В частности, созыв Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА). Это международный форум, объединяющий государства азиатского континента, который ставит перед собой задачу укрепления взаимоотношений и сотрудничества азиатских государств в целях обеспечения стабильности и безопасности в регионе. Иногда его называют азиатским аналогом ОБСЕ.

Кроме того, каждый год 29 августа по инициативе Казахстана в ООН отмечают Международный день действий против ядерных испытаний. В 1991 году именно в этот день Нурсултан Назарбаев подписал указ о закрытии Семипалатинского ядерного полигона.

Еще одной из инициатив Казахстана явилось подписание в октябре 1996 года Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ). Благодаря неравнодушию страны также создана специальная Программа ООН для экономик Центральной Азии (СПЕКА) для укрепления внутрирегионального сотрудничества и интеграции в мировую экономику. Все это повысило авторитет Казахстана как молодого государства, придерживающегося принципов стабильности и мирного развития.

Стоит также отметить, что в рамках продвигаемой Нурсултаном Назарбаевым политики межэтнического согласия, мира и толерантности удалось организовать первый Саммит мировых и традиционных религий в Астане, проводимый с тех пор на регулярной основе. Заслугой Первого Президента также является организация Саммита ОБСЕ, состоявшегося в 2010 году в Казахстане. Саммит привлек международное внимание к «досье» Казахстана и, шире, всего региона Центральной Азии.

Философия диалога родом не из Казахстана, но активно им поддерживается, поскольку соответствует внешнеполитическим целям и задачам страны. Не случайно, что в Глобальном индексе миролюбия – 2020 (Global Peace Index), который составляют в Институте экономики и мира, Казахстан стал самой миролюбивой страной в группе «Россия и Евразия», куда вошли страны СНГ, и 70-е место из списка, куда вошли 163 страны, в которых проживает 99,7% населения мира. В основе рейтинга лежат три категории - «Затяжные конфликты», «Охрана и безопасность» и «Милитаризация». В общей сложности они включают в себя 23 индикатора, по которым оцениваются внутреннее и внешнее миролюбие страны.

Обладая ресурсами и концепцией, внешняя политика Казахстана заявляет о приверженности миротворчеству, интеграции, обмену опытом и информацией для успешного развития всего мирового сообщества. За почти 30 лет независимости Казахстан стал более сопоставим, совместим с внешним миром, и адекватно реагирует на происходящие в нем процессы. Это важный позитивный сдвиг, свидетельствующий о том, что в стране формируется общество, способное оценивать собственные возможности и место в глобальном мире, при этом не лишенное стремления осуществлять новые проекты.

Новости партнеров
×