Шедевры в квадрате
В театре «Астана Балет» – премьера в квадрате. Аншлаговая премьера одноактного балета «Concerto Barocco» Джорджа Баланчина прошла в рамках новой программы – «Вечер американской хореографии», где помимо нового спектакля на открытие седьмого театрального сезона театр представил уже полюбившиеся в репертуаре шедевры – «Серенаду» Джорджа Баланчина и «Утерянные кумиры любви» Николо Фонте. Соединить совершенно разные три спектакля в одно грандиозное представление – это смелый эксперимент театра «Астана Балет». Но благодаря такому эксперименту публика убедилась: насколько разнообразен мир балета.
ТЫСЯЧА ИНТЕРПРЕТАЦИЙ
Одноактный балет легендарного русско-американского хореографа Джорджа Баланчина – сплошной чистый неоклассический танец, где должна быть безупречная техника, форма. И, конечно, безупречный стиль. Маэстро Баланчин говорил: тело артиста балета – его главный инструмент.
На сцене никаких декораций. Абсолютный синтез танца, музыки, света. Вместо одного сюжета – тысячи интерпретаций. Поэтому не каждая балетная труппа может себе позволить станцевать «Concerto Barocco».
Два года назад столичный коллектив уже обращался к творчеству Баланчина – его знаменитой «Серенаде». Но перед тем, как приступить к репетициям, в Казахстан была направлена ученица самого маэстро – Нанетт Глушак, чтобы провести для артистов несколько мастер-классов. Спустя несколько лет французский хореограф вернулась, но уже для того, чтобы поставить неоклассический шедевр своего педагога. На подготовку к премьере театром было выделено всего две недели. Однако хореог рафпостановщик еще в самом начале работы была твердо убеждена, что артисты справятся с поставленной задачей. Перед первым премьерным показом главный балетмейстер театра «Астана Балет» Мукарам Авахри подтвердила, что репетитор Фонда Дж. Баланчина, хореограф Нанетт Глушак довольна работой артистов, их техникой, внутренней наполненностью артистов и труппы в целом.
– Для нас – это знаковый хореограф, потому что репертуар театра «Астана Балет» тяготеет к неоклассическому направлению. Баланчин считается основателем этого направления, именно с ним неоклассицизм выявился ярко, полно, цельно. Он всегда обращался к великой музыке. В «Concerto Barocco» мы слышим музыку Баха. А что касается сюжетной линии, хореограф ее всегда избегал, потому что считал, что это необязательно, есть музыка, есть тело, пластика танцора и этого достаточно. Максимум музыки и максимум тела артиста. Мы видим слияние артиста с музыкой. Спектакль предполагает простые костюмы и декорации – минимализм, введенный в моду Баланчиным, жив и по сей день. Кроме премьеры зрители во втором отделении вечера посмотрели спектакль «Серенада» на музыку Петра Чайковского и в нем тоже отсутствует сюжетная логика, но они не теряют своего очарования, потому что спектак ли поэтичны, чисты. И все равно можно проследить идею. Это удивительная возможность, что рядом со спектаклями классического наследия у нас есть вот такие шедевры. Именно спектакли Баланчина – они полезны и показаны для того, чтобы воспитать вкус, чувство стиля как у зрителя, так и у артистов. – убеждена главный балетмейстер Авахри.
В дни премьерных показов в постановке приняли участие ведущие солисты – Татьяна Тен, Назерке Аймухаметова, Фархад Буриев и другие.
Они смогли подарить зрителям проникновенное и необыкновенно тонкое, точное и осмысленное исполнение. Вообще же для артистов театра «Астана Балет» танцевать работы американского неоклассика не в новинку. Коллектив стал первым театром в Центральной Азии, поставившим на своей сцене спектакли в сотрудничестве с Фондом Джорд жа Баланчина, и в соответствии со стандартами стиля и техники хореографа. Благодаря своей чистоте и легкости спектакли выглядят удивительно современными. Тому доказательство – аншлаги на вечере американского балета в театре «Астана Балет». Популярность и интерес можно объяснить тем, что Баланчин буквально изобретал балет заново. Родившись в России и обучаясь танцу в Мариинском театре, он дал начало американскому балету во время своей работы в Нью-Йорке.
ВИДЕТЬ МУЗЫКУ И СЛУШАТЬ ХОРЕОГРАФИЮ
Что еще отличает балеты Баланчина? Это, конечно, музыка.
В постановках великого маэстро тщательно подобрана музыка. Такого мнения – дирижер-постановщик Арман Уразгалиев.
– Его кредо – в творчестве, если можно так сказать, – это не слышать и видеть хореографию, а наоборот, видеть музыку и слушать хореографию. Вот в этом и заключается сложность. Если говорить о музыке Баха в «Concerto Barocco», то здесь на каждую нотку в хореографии все расписано. Баланчин – это хореографическая вершина 20 века, это ответственность и удовольствие одновременно для всех нас, это и рост, и большая победа, и счастливая возможность, что в нашем театре можно прийти на Баланчина. Музыка Баха – высший пилотаж, космос. Играть Баха всегда достаточно сложно и легко одновременно, но понять и ощутить всю глубину музыки стоит определенных усилий. Теперь о Чайковском. «Серенада» – это знаменитое произведение Петра Ильича. Это накладывает большую ответственность на нас, чтобы публика не почувствовала некую избитость, поэтому мы должны что-то найти новое в этой музыке и почерпнуть неизвестное, что до нас не было, и тем более в сочетании с хореографией. Музыка вечная, потрясающая и, честно говоря, вне зависимости от хореографии, она живет своей жизнью и будет еще жить тысячи лет, – сказал дирижер-постановщик.