Сельская школа - Цифровое неравенство
АУЛ БЕЗ ИНТЕРНЕТА
Аналитическая группа «Кипр» в партнерстве с Фондом «Сорос-Казахстан» провела экспертное обсуждение проблем информатизации среднего образования в отечественных малокомплектных школах (МКШ), в ходе которого Жаслан Нурбаев, и.о. доцента кафедры регионоведения ЕНУ имени Л. Гумилева, представил результаты исследования «Роль информационно-коммуникационных технологий в повышении качества образования в малокомплектной школе».
В качестве площадки исследования был выбран Костанайский регион, который имеет один из наименьших показателей обеспечения школ ИКТ, в том числе – доступа к широкополосному Интернету, а также устаревшую инфраструктуру телекоммуникаций. Из имеющихся в области 514 школ 347 (67,5%) являются малокомплектными. Если же брать в целом по стране, то из 7 047 всех школ РК малокомплектными являются 2 944 (42%). При этом, согласно данным 2016 года, лишь 43% сельских школ в Казахстане оснащены интерактивным оборудованием, а быстрый широкополосный Интернет имеет лишь небольшая часть МКШ. Все это очень сильно осложняет жизнь учителей. Вообще, государство выделяет немало средств на цифровизацию школ, но уже на местном уровне они распределяются крайне неравномерно. До небольших сел средства иногда вообще не доходят.
По мнению руководителя аналитической группы «Кипр», члена Общественного Совета Алматы Ерлана Смайлова такие диспропорции могут привести к серьезным проблемам в будущем не только в образовании, но и в других важных общественных сферах.
– Новый информационный век дал еще одно измерение неравенства – цифровое. В настоящем и в перспективе сумма образовательного и цифрового неравенства имеет высокую вероятность вылиться в серьезное социальное неравенство и усугубить его. В таком случае потери государства от снижения качества человеческого капитала сложно переоценить – страна будет не только вынуждена увеличивать социальную поддержку для граждан, не сумевших стать конкурентоспособными и успешными, но также понесет издержки из-за их нереализованного потенциала в экономике и других областях. Учитывая, что удельные расходы на одного ученика в МКШ в среднем в 2,5 раза выше, чем в городской школе, ситуация требует анализа в части подходов, уже проделанной и только планируемой работы как в отношении малокомплектных школ, так и системы образования в целом. Иначе система образования из института развития человеческого капитала превратится в институт воспроизводства социального неравенства, – пояснил Ерлан Смайлов.