Заместитель министра обороны РК Бауржан Тортаев дал большое интервью Liter.kz.
2 сентября 2019 года Президент Республики Казахстан – Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Касым-Жомарт Кемелевич Токаев в своем Послании народу Казахстана обратил внимание на необходимость упорядочения всех военных расходов, принятие конкретных мер по укреплению финансовой дисциплины в армии.
Уже более года в Министерстве обороны ведется работа в данном направлении, отметил Тортаев.
"Для реализации поручения мы в первую очередь провели глубокий анализ всех финансовых нарушений, выявленных соответствующими органами аудита и контроля. В рамках анализа установлено, что основными нарушениями системного характера являются неверное отражение в учете операций при ведении бухгалтерского учета и процедурные нарушения, такие как несвоевременное утверждение и размещение плана государственных закупок на веб-портале, непринятие мер претензионной исковой работы к поставщикам, нарушившим условия договора и другие", - заявил замминистра.
Поэтому, учитывая результаты анализа, в министерстве еще больше усилили работу по укреплению финансовой дисциплины в армии.
По словам Тортаева, на постоянной основе Главной финансовой инспекцией МО РК осуществляются проверки и проводится работа по недопущению нарушений и укреплению финансовой дисциплины, путем направления обзорных рекомендаций по улучшению внутренних процедур, повышению эффективности работы.
Он отметил, что Вооруженные Силы – это огромное хозяйство, практически государство в государстве.
"У нас есть боевая подготовка, вооружение и военная техника, личный состав, образование, медицина, спорт, культура и другие сферы. Имеются большое количество направлений, начиная от выплаты заработной платы до материально-технического оснащения ВС РК. Кроме того, камерально проводится мониторинг электронных баз данных, подсистем бухгалтерского и складского учета подведомственных государственных учреждений Министерства обороны РК. Это нам позволяет вести детальный мониторинг учета денежных выплат, чтобы своевременно выявлять расхождения и несоответствия", - заявил он.
В результате мониторинга устанавливаются нарушения по переплате и недоплате заработной платы, денежного довольствия, необоснованных выплат пособий на оздоровление, материальной помощи, других выплат личному составу. Зачастую, по словам замминистра, это арифметические ошибки бухгалтеров финансовых служб. Данные нарушения влекут за собой дисциплинарные взыскания, привлечение к административной ответственности и возмещение ущерба в доход государства.
Также он отметил, особое внимание уделяется повышению квалификации работников финансовых служб с целью недопущения ими финансовых нарушений.
Читайте также: В Антикоррупционной службе назвали суммы взяток, за которые военных переводили в Алматы
За последние годы обучено 1 345 финансовых работников структурных подразделений. Принимаются превентивные меры по недопущению нарушений, заранее доводятся основные недостатки для их профилактики.
"Проведена работа по централизации финансового хозяйства. Так, только в Акмолинском гарнизоне в территориальных подразделениях сокращены 9 лицевых счетов и создан Центр финансового обеспечения с единым лицевым счетом. Подобный механизм финансовой системы уменьшил количество участников бюджетного процесса, снизил вероятность процедурных и финансовых нарушений, а также позитивно повлиял на своевременное доведение финансирования до получателей", - отметил Тортаев.
Таким образом, создание Центра финансового обеспечения позволило рассматривать все аспекты социального характера как единое целое. Это отражается как на качестве планирования бюджетных средств, так и на финансировании, считает замминистра.
Раньше работа с большим количеством участников бюджетного процесса в лице территориальных подразделений отнимало значительное время при обобщении информации по финансовым потокам. Сейчас все расчеты и выплаты социального характера формируются Центром финансового обеспечения, что способствует обеспечению денежными средствами всех получателей в установленные сроки.
"Хотел бы отметить еще один немаловажный аспект этой системы. Если ранее начальники структурных подразделений непосредственно принимали участие в регулировании финансовых потоков, то сегодня они освобождены от вопросов по ведению финансово-хозяйственной деятельности. Тем самым, у них стало больше времени на выполнение задач по предназначению", - заявил Тортаев.
Изменения коснулись и сферы строительства, добавил он. В текущем году разработаны схемы типовых военных городков с инфраструктурой для бригады и батальона, которые включают проекты зданий и сооружений административно-казарменной, жилой, парковой и складской зон. В ближайшее время планируется включить данные проекты в перечень типовых зданий Комитета по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства Министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан.
"В перспективе данные изменения позволят нам в первую очередь сэкономить бюджетные средства и оптимизировать процесс проектирования. Например, если раньше на процесс проектирования строительства казармы от объявления конкурса до получения государственной экспертизы уходило более полугода, то с новым подходом требуемое на это время существенно сократится", - отметил замминистра.
Также определен единый балансодержатель инфраструктуры Вооруженных Сил. Это позволило в несколько раз уменьшить количество специалистов, участвующих в ведении финансово-хозяйственной деятельности, тем самым повысить эффективность использования человеческого ресурса, сократить процедурные операции.
"Я, как бывший ответственный секретарь Министерства финансов РК, могу сказать, что в Министерстве обороны финансовая дисциплина если не выше, то точно не ниже, чем в других государственных органах. Причем, ни к одному ведомству не приковано столь пристальное внимание различных контрольных и надзорных органов, как к Вооруженным Силам", - заявил Тортаев.
По мнению замминистра, необходимо отметить проделанную работу в области борьбы с коррупцией в армии.
"В этом направлении мы добились определенных успехов. В результате проводимой работы количество коррупционных правонарушений в Вооруженных Силах уменьшилось на 16%. При этом их большая часть не связана с крупными хищениями, а в основном носит бытовой межличностный характер взаимоотношений между самими военнослужащими, военнослужащими и частными лицами, не связанных с бюджетными средствами. Основные суммы, фигурирующие в коррупционных правонарушениях в ВС РК, варьируются от 50 тысяч до 200 тысяч тенге", - отметил он.
Даже небольшое правонарушение недопустимо для военнослужащих, уверен замминистра.
"Поэтому мы твердо намерены полностью искоренить коррупцию в любых проявлениях, независимо от суммы ущерба. Кроме того, планирование и перераспределение экономии бюджетных средств осуществляется на заседаниях внутренней бюджетной комиссии путем всестороннего коллегиального рассмотрения, что повышает прозрачность при принятии решений и определении более приоритетных расходов для ВС РК", - отметил он.
Читайте также: Казахстан и Россия подписали обновленный договор о военном сотрудничестве
Он добавил, что по инициативе министерства внесены изменения и дополнения в постановление Правительства об утверждении Правил осуществления государственных закупок с применением особого порядка.
Если раньше государственные закупки особым порядком не были четко регламентированы и позволяли сужать круг потенциальных участников, то сейчас с внедрением нового механизма все планируемые закупки с применением особого порядка публикуются на сайте Министерства обороны, тем самым максимально привлекая к этому процессу коммерческие структуры.
"Конечно, нескромно говорить о достижениях, но тем не менее хочу отметить, что наш опыт принес положительный результат в области проведения государственных закупок с применением особого порядка. Так, по результатам проведенных закупок в 2020 году экономия бюджетных средств оказалась в три раза больше по сравнению с прошлыми годами", - добавил Тортаев.
Также он опроверг мнение о том, что Министерство обороны определяет государственный оборонный заказ, ведет переговоры с поставщиками, само решает, что покупать и не покупать.
"Ничего подобного", - твердо отметил он и напомнил, что с 2017 года государственный оборонный заказ передан в другой уполномоченный орган.
"Поэтому мы не контактируем и не обсуждаем условия контрактов с поставщиками или производителями. Министерство обороны только определяет потребность и дает технические спецификации на необходимую нам продукцию. Потребность мы определяем, исходя из оценки возможного характера применения Вооруженных Сил, что является компетенцией военного ведомства. А у кого покупать, где покупать, и по каким ценам - это не наш вопрос", - заявил замминистра.
Подводя итоги, Тортаев заявил, что Министерство обороны принимает все необходимые меры по упорядочению всех военных расходов, принятию конкретных мер по укреплению финансовой дисциплины. Это в результате положительно сказывается на укреплении обороноспособности государства, а также позволяет рационально использовать бюджетные средства, которые выделяются на содержание Вооруженных Сил.