Новости Казахстана Новости мира Политика Экономика Регионы Лайфхаки Спорт Amanat

Акцент на гибких навыках – Аяпберген Таубаев

11.12.2023, 09:41
Акцент на гибких навыках – Аяпберген Таубаев

В Послании президента Касым-Жомарта Токаева народу Казахстана "Экономический курс Справедливого Казахстана" было отмечено, что образовательная система должна трансформироваться с учетом потребностей рынка труда. Как этот вопрос решается на практике? На вопросы газеты "Литер" отвечает ректор Esil University, профессор Аяпберген Таубаев.

— В Послании президента было отмечено, что образовательная система должна трансформироваться с учетом потребностей рынка труда. Каково Ваше видение системы образования? В целом, на Ваш взгляд, какие основные вызовы на сегодняшний день стоят перед сферой высшего образования в Казахстане?

— Считаю, что в условиях быстро меняющегося мирового экономического контекста необходимо переосмыслить высшее образование, сделав акцент на формировании гибких навыков и компетенции у выпускников для их успешной адаптации к требованиям современного рынка труда. 
Основные вызовы включают в себя обновление образовательных программ под влиянием технологического прогресса, подготовку конкурентоспособных специалистов для глобального рынка труда, оперативное реагирование на изменения в потребностях в навыках, обеспечение доступности высококачественного образования и стимулирование научно-исследовательской активности. 

Основной упор делается на формирование системы образования, способной эффективно подготавливать студентов к вызовам современной трудовой среды. 
Я хотел бы отметить, что профессиональная сертификация не для всех, а только для тех, кто успешно сдает сертификационные экзамены. Задача университета — дать необходимые профессиональные знания и создать условия для прохождения профессиональной сертификации, тем более с переходом в Казахстане к Национальной системе квалификации, по многим специальностям профессиональная сертификация станет обязательной. 

— В стране недавно принята Концепция развития высшего образования и науки на 2023-2029 годы, определяющая стратегические задачи и показатели развития отрасли. На какие направления этого документа Вы бы обратили первоочередное внимание?

— Наш университет обращает особое внимание на следующие направления из концепции: доступность высшего и послевузовского образования, развитие науки, развитие университетской науки, обновление образовательных программ с учетом профессиональных стандартов и региональных карт профессий, привлечение зарубежных экспертов к преподавательской деятельности из ведущих университетов дальнего зарубежья. 

— По Вашему мнению, адекватно ли госфинансирование высшего образования с учетом зарубежного опыта? 

— Стоит отметить, что увеличение государственных расходов на образование — важный шаг в поддержке развития высшего образования. Однако важно обеспечивать эффективное и целенаправленное использование этих средств для повышения качества обучения, совершенствования инфраструктуры и стимулирования научно-исследовательской деятельности университетов вне зависимости от формы собственности. 

В настоящее время на рынке образовательных услуг вузов сложилось определенное неравенство в финансировании деятельности и распределении государственного образовательного заказа. Хотя услуги по предоставлению высшего образования переданы в конкурентную среду, большинство государственных вузов в различном статусе получает от государства нерыночные подпорки. 

В особенности возникает необходимость пересмотра методологии распределения государственных образовательных грантов по направлениям подготовки в высшем и послевузовском образовании. 

Акцент следует сместить на профессии и специальности для потребностей постиндустриального общества и Индустрии 4.0 с сохранением поддержки подготовки для индустрии и сельского хозяйства, а также постоянно растущей сферы малого и среднего предпринимательства. Сейчас не обеспеченной государственными грантами остается сфера малого и среднего предпринимательства, демонстрирующая устойчивый активный рост.
Если на 1 января 2021 года количество субъектов МСП в РК составляло 1 миллион 357,3 тысячи субъектов, то на 1 ноября 2023 года количество субъектов МСП составило 2 миллиона 237,3 тысячи, рост составил менее чем за два года 64,8%. Такое развитие малого и среднего предпринимательства имеет долгосрочную тенденцию в рамках усиления "сервисизации" постиндустриальной экономики. 

Также развитие сферы МСП не может сопровождаться без соответствующих высококвалифицированных кадров, подготовка которых сейчас осуществляется без участия государства. Для нормального функционирования субъекта МСП ему необходимо привлекать соответствующего руководителя, бухгалтера и юриста, но по этим специальностям государственные гранты почти не выделяются. Это привело к тому, что те, кто отучился на государственный грант по технической и сельскохозяйственной специальности, после окончания получают диплом экономиста и юриста и уже идут работать в сферу МСП. 

Таким образом, можно констатировать, что сложившаяся система распределения государственных образовательных грантов отражает потребности индустриально-аграрной экономики, тогда как экспресс-обзор структуры экономики Казахстана или сферы занятости показывает явный переход страны в постиндустриальную формацию с активной предпринимательской прослойкой.

— Насколько важно развитие частного рынка вузовского образования в стране, на Ваш взгляд? Какие меры позволят сохранить здоровую конкуренцию частных вузов с государственными и нужна ли она в этом вопросе? 

— В Казахстане на современном этапе услуги по предоставлению высшего образования декларативно переданы в конкурентную среду, и допускается параллельное функционирование государственных и частных вузов. Но де-факто большинство государственных вузов в различном статусе получают от государства нерыночные подпорки, которые проявляются в следующем (как пример): строительство учебных корпусов и общежитий с полным или частичным финансированием из государственного бюджета; весомый приоритет при распределении государственных образовательных грантов, доходы государственных вузов от грантового финансирования составляют основную часть их бюджета и т. п. 

Вместе с тем частные вузы укрепляют свою материально-техническую базу и инфраструктуру исключительно за счет собственных средств. 
Такая ситуация не только ставит частные и государственные вузы в неравное положение, но и создает прямой конфликт интересов, так как государство само становится заказчиком образовательных услуг и само же — их исполнителем (в лице ведомственных вузов), тогда как практика показывает, что и частные университеты также заняли достойную нишу, а по отдельным направлениям обучение в них ведется лучше, чем в национальных и иных государственных вузах.

В связи с этим в экспертной среде есть такое предложение — реализовать новый подход к регулированию сферы высшего образования, позволяющего реализовать равенство всех вузов независимо от формы собственности по принципу "желтых страниц" (Yellow Pages Rule): государство не должно осуществлять те услуги, которые уже представлены бизнесом. 
Государство в лице профильного ведомства целенаправленно не распределяет госзаказ только в те госвузы, по которым соответствующие и аналогичные образовательные программы реализуются и в частных учебных заведениях. При таком подходе государство остается исключительно заказчиком образовательных услуг. Его качественное исполнение становится полностью ответственностью вузов всех форм собственности.

Финансирование других аспектов деятельности вузов осуществляется за счет собственных средств организаций. Предоставление средств из госбюджета осуществляется на равных условиях. Высвобожденные средства на поддержку вузов могут быть направлены профильным ведомством на развитие вузовской и академической науки. Министерство на рынке услуг выступает уже только регулятором, не имеющим конфликта интересов.
Исключение могут составлять только те образовательные программы, которые являются для рынка уникальными и специфичными, по которым могут обучать только специализированные вузы (для силовых структур или со статусом секретности) и куда частные вузы не пойдут.

— Научно-исследовательская деятельность университетов — почему это важно на сегодняшний день? Необходимы ли какие-то стимулы в этом вопросе с учетом международного опыта? Кто в основном финансирует научные разработки?

— Научно-исследовательская работа — второй по значимости вид деятельности всех университетов после образовательной. Ее важность трудно переоценить. 
Во-первых, наука — важный источник финансирования, который позволяет преподавателям получать заработную плату еще и за научную работу, оплачивать их стажировки и участие в конференциях, обновлять оборудование кафедр, специализированных кабинетов и лабораторий, издавать научную и учебную литературу. 
Во-вторых, участие в научно-исследовательской работе повышает квалификацию преподавателей, поскольку, глубоко исследуя различные вопросы, они сами становятся экспертами по актуальным направлениям развития наук. В-третьих, проведение исследований позволяет преподавателям готовить более качественные научные публикации, которые просто необходимы для получения ученых званий или соответствия квалификационным требованиям министерства. 

И наконец, преподаватели, ведущие активную научную работу, могут передать своим студентам более качественные знания и навыки. Стимулирование научной деятельности — это важнейшая задача не только для Министерства науки и высшего образования, но и всех университетов вне зависимости от формы собственности. 

После стольких лет тотального недофинансирования научных исследований мы потеряли целые поколения перспективных молодых исследователей, опытные ученые в поисках средств тоже уходили в бизнес и на государственную службу. Наука как отрасль экономики очень сильно пострадала, и теперь надо наверстывать упущенное. В целом в рамках государственной научной политики у нас есть все инструменты для развития научной деятельности. 

И главное, что нужно делать — постоянно увеличивать финансирование науки. Мы уже сейчас наблюдаем рост объема выделенных средств и на собственно исследования, и на подготовку кадров, однако пройдет еще много времени, прежде чем мы вернемся к тому уровню, который у нас был при обретении независимости.
Основных источников финансирования два: государство и бизнес. Государство, как я уже сказал, увеличивает финансирование. В первую очередь это касается фундаментальных научных исследований. 

Только за два последних года наш небольшой университет получил семь грантов на научные исследования и разрабатывает две научно-технические программы более чем на 500 миллионов тенге. И на последний конкурс наши преподаватели подготовили еще одиннадцать заявок на получение грантов. Это очень много. И здесь важно, что преподаватели понимают всю важность и нужность научных исследований. 

С финансированием науки от бизнеса немного сложнее. Здесь больше всего выигрывают вузы и НИИ с технической и инженерной специализацией, поскольку бизнесу важно решение конкретных прикладных задач повышения эффективности их хозяйственной деятельности, особенно в части технических и технологических решений. 

— Цифровизация, инновации — как они уже влияют на процесс получения высшего образования в стране и какие видятся перспективы?

— Цифровизация и инновации преобразуют процесс получения высшего образования, делая его более доступным и эффективным. Внедрение современных технологий позволяет нашим студентам обучаться где угодно и когда угодно, тем самым расширяя границы образовательного пространства. 
Мы стремимся обеспечить выпускников не только теоретическими знаниями, но и навыкам работы с современными технологиями, что делает их конкурентоспособными на рынке труда.

Новости партнеров
×