Алкогольный выбор казахстанцев: забыть про фитнес-клубы, крепче - лучше, а пива много не бывает
Liter.kz разобрался, как меняются алкогольные предпочтения казахстанцев, причем тут коронавирус и остается ли место здоровому образу жизни.
Казахстанцы распробовали коньяк
В марте 2020 года на казахстанском внутреннем рынке было реализовано 2 млн 363,5 тыс литров коньяка. И это – абсолютный рекорд – так много этого вида алкоголя в республике еще не продавалось. По сравнению с мартом 2019-го года сбыт (и, соответственно, спрос) вырос на 97%, с мартом 2018 года – в 2,3 раза. В апреле ажиотаж несколько спал – продажи снизились до 1,7 млн литров. Но и это гораздо больше обычного для этого месяца – за год спрос вырос на 40%.
Всего за 4 месяца 2020 года в Казахстане было реализовано 7,2 млн литров коньяка. По сравнению с январем-апрелем 2019-го потребление увеличилось на 89,2%. Другими словами: казахстанцы выпили на 3,4 млн литров больше, чем год назад. Учитывая, что большая часть продаж пришлась на карантинные месяцы, можно предположить, что значительная часть этого алкоголя была выпита на кухнях, а не в ресторанах и кафе.
Рост потребления происходит на фоне падения производства. По данным Комитета по статистике, за 5 месяцев в республике было разлито 4,6 млн литров коньяка. За аналогичный период 2019 года показатель составлял 4,8 млн, в 2018-го – более 5,1 млн литров. Пик производства пришелся на апрель – 1,07 млн литров, что на 2% больше показателей апреля 2019-го. Однако в январе, марте и мае объемы недотягивали до прошлогодних. Например, в январе было разлито 743,6 тыс литров коньяка – это минимум с января 2018-го.
Неудивительно, что на этом фоне растет импорт. По итогам января-апреля в республику было завезено чуть менее 3,5 млн литров коньяка. Это в 6,6 раз больше показателей за аналогичный период 2019-го. В марте, к примеру, импорт оказался даже выше собственного производства (1,4 млн против 956,4 тыс). Как итог: отечественные производители потеряли значительную долю рынка. Сейчас они контролируют 52,3%, тогда как годом ранее показатель был на уровне 86%
Водка уже не в почете. Но для дезинфекции - сойдет
Коньяк – не единственный напиток, потребление которого растет. Во время карантина в республике вырос спрос на водку. В апреле 2020 года на внутреннем рынке было реализовано более 2,8 млн литров, тогда ка годом ранее объем сделок составлял менее 2,5 млн литров. Таким образом продажи месяц к месяцу выросли на 13,6%. Причем рост отмечается впервые с июня 2019 года. В последующие месяцы продажи в среднем были на четверть меньше, чем годом ранее. Впрочем, уже в апреле произошло резкое падение – до 1,7 млн, что является наименьшим показателем по крайней мере с начала 2017 года.
Вообще падение спроса на водку – это долгосрочный тренд, который наверняка бы продолжился, если бы не карантин и потребность в дезинфекции. За 4 месяца текущего года на внутреннем рынке было реализовано 9,4 млн литров – это в полтора раза меньше, чем в январе-апреле 2018 года.
Немного выросло и производство водки: в январе-мае объемы составили 8,3 млн литров против чуть более 8 млн годом ранее. Но, например, в 2018 году производство превышало 11,8 млн, а в 2013 году и вовсе переваливало за 17,1 млн литров. Зато сейчас доля отечественных производителей выше, чем годом ранее – 83,7% против 74,7%. Этому способствовало и падение импорта более, чем на треть – до 1,5 млн литров за 4 месяца.
Не время для шампанского
Если спрос на крепкий алкоголь во время карантина вырос, то на другие спиртные напитки заметно упал. Например, в марте на каждую проданную бутылку коньяка приходилось 0,8 бутылок вина того же объема. И это – крайне редкий случай, ведь обычно ситуация противоположная. Например, в ноябре 2017 года на литр проданного коньяка приходилось 3,7 литра вина.
Всего за 4 месяца 2020 года на внутреннем рынке было продано 7 млн 938,9 тыс литров вина. Это минимальное значение за 3 года – по сравнению с январем-апрелем 2019-го спрос упал почти на миллион литров. Впрочем, это неудивительно: вино – напиток по большей части банкетный. Нет банкетов – нет спроса со стороны кафе и ресторанов.
Шампанское потеряло в спросе гораздо больше. В апреле было продано всего 2,9 тыс литров. Данных за апрель 2019 года нет (они по какой-то причине относятся к конфиденциальным), но в 2018 году показатель составлял 50,5 тыс литров, в 2017-ом – 58,8 тыс. В среднем же с января 2017-го по март 2020-го включительно в Казахстане продавалось по 159,4 тыс литров. То есть показатель апреля в 55 раз ниже общего среднего и в 19 раз меньше среднего для апреля. Вот она, сила свадеб, юбилеев и банкетов
Интересно, что импортеры снижения как будто и не замечают. По итогам января-апреля:
- Импорт вина вырос на 1,4% (до 2,3 млн литров)
- Шампанского – на 6,4% (до 11,6 тыс литров)
- Игристого вина – на 36,7% (до 285,2 тыс литров)
Это сопровождается сокращением внутреннего производства – по итогам четырех месяцев выпуск всех видов вина снизился на 1,7%. Тем не менее на долю отечественных заводов по-прежнему приходится более двух третей внутреннего рынка
Нет летников и природы – нет спроса на пиво
Закрытие кафе (в том числе летних), пабов и прочих подобных мест отдыха, а также трудности с проведением досуга на природе привели к тому, что упал спрос и на пиво:
- В апреле казахстанцы купили 52 млн литров этого напитка – это минимальное значение для этого месяца за последние 5 лет.
- За 4 месяца продано 205,4 млн литров пива – это на 7 млн меньше, чем годом ранее (но на 5,6 млн больше, чем в 2018-ом)
- Снижение спроса год к году по итогам апреля составило почти 20%. В течение предыдущих 27 месяцев сокращение отмечалось лишь четырежды, а средний рост за это время составил 8,5% - настолько казахстанцы покупали пива больше, чем год назад.
Но даже это не помешало росту цен – в апреле стоимость выросла на 0,8%. В последний раз сильнее пиво дорожало в сентябре 2019-го (0,9%). В мае тенденция продолжилась – 1,2% или максимальный рост за 11 месяцев.
По итогам 4 месяцев на экспорт было отправлено около 4,3 млн литров пива – это на 38,7% больше, чем годом ранее. Впрочем, иностранного пива все-равно в республику попадает больше – 15,1 млн литров или +7,4% к январю-апрелю 2019-го. Что касается производства, то тут ситуация обстоит следующим образом:
- С января по март показатели производства были выше прошлогодних, находясь на максимальном уровне за последние как минимум 8 лет.
- В апреле показатель оказался худшим за 3 года, одним из худших за 5 лет и ниже среднего за 2013-2020 годы. Снижение производства к аналогичному месяцу предыдущего года составило 21,6% - худший показатель с декабря 2016-го. В общем, месяц не задался
- В мае выпуск вновь стал расти – вновь максимальные темпы за 8 лет
Как итог: за 5 месяцев объем выпуска пива составил 261,5 млн литров. И это примерно н 1,5 млн меньше, чем годом ранее. Несмотря на то, что 4 из 5 месяцев оказались рекордными в плане производства, один провальный апрель привел к тому, что в целом по году показатель оказался ниже прошлогоднего.
А как же спорт?
По данным Комитета по статистике, в I квартале 2020 года объем оказанных услуг в области спорта, организации отдыха и развлечений составил 84,6 млрд тенге (годом ранее - 49,9 млрд тенге). Непосредственно на спорт приходится 62,8 млрд тенге, что значительно выше показателей января-марта предыдущих трех лет (26,5-27,5 млрд тенге). Но тут не все так однозначно:
- «Прочая деятельность в области спорта» принесла «деятелям» 48,3 млрд тенге. Это больше, чем за весь 2019-ый год (45,9 млрд). И на эту статью приходится 77% всех спортивных услуг
- Услуги в сфере деятельности спортивных клубов превысили 7,2 млрд тенге – это на 9,9% больше, чем годом ранее. Но тут речь скорее о профессионалах, а не о массовом спорте
- Зато услуги фитнесс-клубов (тот самый массовый сегмент) составил 2,5 млрд тенге. И это наименьшее значение с начала 2017 года. За год объем упал более, чем на четверть
Конечно, на показатели фитнесс-клубов повлиял карантин, однако стоит отметить, что их популярность начала падать еще до коронавируса. На протяжение 4 из 5 последних кварталов (включая 3 последних) отмечается снижение объема предоставленных услуг по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Коронавирус и принятые меры лишь ускорили эту тенденцию, но никак не создали ее.