Новости Казахстана Новости мира Политика Экономика Регионы Лайфхаки Спорт Amanat

Алтынганым Ахметова: "Искусство дарит детям духовное развитие"

27.01.2024, 14:51
Алтынганым Ахметова: "Искусство дарит детям духовное развитие"

Театр "Астана Опера" — это целый мир, где каждый отвечает за то, чтобы волшебство на сцене состоялось. И прилагают свою руку к этому не только взрослые, но и дети, а их в театре достаточно много. Ребята "трудятся" в самых разных подразделениях — студия театральных ремесел, балетная студия и, наконец, хоровая, без которой не может функционировать ни один оперный театр в мире. А руководит студией хормейстер Алтынганым Ахметова. В этом интервью чуткий педагог и талантливый режиссер раскроет для нас тайны создания театральной атмосферы и расскажет, как музыкальное образование может стать ключом к гармоничному развитию личности.

"Хрупкость" детского голоса

— Алтынганым, расскажите, пожалуйста, какие нюансы нужно знать при художественном руководстве хором — а особенно детским? В чем основные различия по сравнению с работой со взрослыми артистами?

— Дети работают на сцене, как взрослые, требования к ним одинаковые. Они должны выйти к зрителю, и люди должны увидеть артистов, неважно — взрослых или детей. Так, сценарий работы с детским хором одинаков со взрослым профессиональным коллективом. Отличается лишь процесс работы, при котором учитываются возрастные рамки и физические особенности самого детского голоса. Нужно понимать, что он более "хрупкий", а также можно столкнуться с тем, что детское внимание более "короткое" в отличие от взрослого, и тогда нужно выстроить работу с учетом этих нюансов. 

— Да, бывает, что дети могут отвлекаться или переключаться с одной деятельности на другую. Есть ли в Вашей педагогической копилке какие-нибудь способы для того, чтобы мотивировать ребят к активному участию именно в театральном деле?

— Сама мотивация у всех детей есть, то если ребенок не замотивирован к участию в опере, значит, у него есть другой интерес, и нужно развивать его. Если мы видим, что ребята не заинтересованы в сцене, мы ведем переговоры с родителями и поясняем, что их сыну или дочери может быть более интересно плавание, футбол, рисование или еще что-то. Потому что мы работаем на результат. И он у нас должен быть вне зависимости от того, как быстро дети устали, выспались или нет, плохое или хорошее у них настроение. Если есть желание трудиться, то мы вместе идем к общей цели и, конечно, учитываем многие аспекты.

— Скажите, а какие конкретно аспекты нужно учитывать?

— Например, пение. В процессе работы — в течение одного часа — мы делаем больше пауз, чтобы не травмировать детский голос. Пять-десять минут поем, две минуты им что-то рассказываю. Либо мы просим их найти какую-то информацию, прочитать либретто — в этот момент голосовые связки не задействованы. Затем обсуждаем с ними прочитанное, поясняем какие-то моменты. Если говорить об общей сценической репетиции с профессиональными артистами, то ребятам их выдерживать сложнее, они начинают баловаться, шуметь, поэтому мы что-нибудь придумываем. Находясь в этом репетиционном процессе, если мы видим, что можем улучить паузу, пока взрослые артисты поют, то выходим, поиграем, перекусим и снова возвращаемся. То есть детям нужно ненадолго менять вид деятельности.

"Старшие присматривают за младшими"

— Как формируется командный дух в Вашей детской хоровой студии?

— Конечно, каждый артист детской студии хочет быть солистом, я стараюсь объяснять, что солистом быть не так просто. И когда кто-то из них просолирует в определенном спектакле, только тогда у них приходит понимание, каких усилий это стоит, и что для этого нужно очень много работать. Понимают они и то, что солист не может быть только один, ему нужен страховщик, ведь в жизни может случиться всякое: и гололед на улице, и вирусы. Это дает им мотивацию беречь свое здоровье. 
Быть индивидуальностью хорошо, но театр — это вид синтетического искусства, даже одна только музыкальная часть складывается из четырех коллективов: это оркестр, хор, детский хор и солисты. Каждый из коллективов вначале тоже отдельно репетирует, потом объединяются для совместной работы. Таким образом, чтобы музыка сложилась, каждое звено должно сработать на "отлично". Ну и конечно, к этому нужно прибавить сценическую и актерскую работу, которая взаимосвязана с технической частью спектакля. И вот это и есть командный дух.

— Какие стратегии и методики Вы применяете, чтобы обеспечить точное взаимодействие молодых артистов на сцене?

— Например, в опере "Богема" мы объясняем юным артистам, насколько важно перейти с одной части сцены на другую, которая поднимется на пять метров. И это нужно сделать в определенный момент, а не раньше или позже, потому что учитывается техника безопасности, после того как ребята займут свои места, заносятся перила, ставятся ограждения, то есть они не одни в этом сложном процессе, и они это понимают. Именно сам процесс участия в такой масштабной работе формирует командный дух не только внутри нашего маленького коллектива, но и в целом в театре.

— Наверное, новеньким ребятам бывает трудно влиться в такой непростой и масштабный процесс?

— Конечно, новеньким детям это дается сложнее, они еще не совсем поняли, куда попали, но когда выходят впервые к зрителю, то "идут" за теми, кто уже знает спектакль. И здесь возникает еще такой нюанс, что старшая часть хора присматривает за младшими на сцене, это одна из их важных задач. Ребята прекрасно знают, что во время спектакля к ним не подойдет руководитель и уже ничего не исправит, что они остались наедине с дирижером и со зрителем. И здесь должен сработать тот самый командный дух.

"Воспитываем будущего зрителя"

— Согласны ли Вы с утверждением, что ребенок развивается активнее, когда занимается музыкой?

— За то время, которое ребенок проводит в театре, он приобретает очень много навыков. Даже трудно выделить один самый главный. Он учится управлять своим голосом, телом, начинает взаимодействовать с коллективом, развивается командный дух, дисциплина, внимание, взаимовыручка, потому что они всегда помогают друг другу. Также в какой-то степени это и изучение языков, потому что мы исполняем оперы на языке оригинала: это и итальянский, и французский, и казахский. Но самое главное, наверное, это привитие ребенку правильных общечеловеческих ценностей. Ведь с помощью искусства развивается духовная часть ребенка. 

— Значит, музыкальное образование играет большую роль в формировании личности ребенка?

— Это ключ к гармоничному развитию личности. Музыкальное образование, как и любой другой вид искусства, формирует правильные духовные ценности. Кроме того, мы прививаем любовь к искусству, воспитываем будущего зрителя, потому что если ребенок дальше не будет заниматься музыкой профессионально, то в театр он будет ходить однозначно. Это уже другие дети, отличающиеся от тех, которые играют только в компьютерные игры. У них расширяется эрудиция, они изучают биографии композиторов, учат тексты и развивают зрительную и слуховую память. Так что музыка очень важна для формирования личности! 

"Громкие овации — самый важный подарок"

— Ежегодно репертуар театра пополняется новыми спектаклями, в скольких из них уже участвует детских хор? 

— В пяти операх, которые проходят на сцене Большого зала, и двух операх на сцене Камерного зала имени Куляш Байсеитовой. Также у нас есть еще четыре спектакля, в которых дети выходят как артисты миманса.

— Можете ли Вы оценить успехи детского хора, и есть ли у Вас какие-то конкретные критерии успеха?

— Главный стимул для ребенка — выход на сцену. Громкие овации — это самый важный подарок для ребят, в конечном счете. 

— А есть ли ребята, занимающиеся в детской студии с момента ее основания? 

— Как детский хоровой коллектив театра, мы существуем десять лет. Назову ярких представителей первых лет обучения. Конечно, это Дарига Мусаева, которая после поступила в Международную оперную академию Astana Opera. Также наши девочки — первые ласточки студии — уехали на обучение в Италию, есть девочки, которые окончили режиссуру в Лондоне, одна из них проработала там два года после завершения обучения. Наш театр очень повлиял на их выбор профессии. Как минимум, десятки человек приняли решение учиться на вокальном отделении в колледжах. Много мальчиков сейчас учится на хоровом отделении. На нашей сцене бывает немало больших совместных концертов с другими коллективами, каждый из наших бывших учеников, ныне вокалистов, во время таких концертов подходит, здоровается, рассказывает о своих успехах, это, конечно, приятно.

"Это не кружок"

— Кроме Вас, кто-то еще работает с ребятами? 

— Да, целая команда, которая включает режиссера Николая Коршунова, ставящего перед ребятами мизансценические задачи и сохраняющего спектакль с актерской точки зрения, каким он должен быть согласно пожеланиям постановщиков. Функцию оркестра выполняет наш верный концертмейстер Ирина Кургузкина, ну и конечно, с детьми работает еще один хормейстер — Айгерим Амангельдиева. 

— Какое напутствие Вы можете дать детям, которые только приходят в хор? 

— Нужно понимать, что вы приходите заниматься не в кружок: это, своего рода, начало профессии. Как правило, любое напутствие, скорее, больше касается родителей, а современные родители хотят, чтобы ребенок успел все, однако нужно осознавать — выдерживают ли дети график? Также отдавать себе отчет, куда попали их дети. А они пришли туда, где нужно работать, и от ребенка должна быть отдача, и если она есть, то у него появятся навыки, и только тогда пойдет профессиональный рост. Если нет, то это будет ненужная трата времени и драгоценной творческой энергии. Так что если вы настроились решительно, то наша детская студия ждет вас, чтобы вместе погружаться и исследовать этот прекрасный мир высокого искусства!

Диана Тысымбаева, Астана

Врезка: "Музыкальное образование, как и любой другой вид искусства, формирует правильные духовные ценности. Кроме того, мы прививаем любовь к искусству, воспитываем будущего зрителя, потому что если ребенок дальше не будет заниматься музыкой профессионально, то в театр он будет ходить однозначно".

Новости партнеров
×