Новости Казахстана Новости мира Интервью Life style Спорт Культура Регионы Amanat
$ 502.83  545.37  5.95

AMANAT и представители агрегаторов такси обсудили проблемы пассажирских перевозок в Казахстане

С множеством вопросов, замечаний и предложений выступили представители самого бизнеса.

07.02.2025, 10:26
AMANAT и представители агрегаторов такси обсудили проблемы пассажирских перевозок в Казахстане
Фото: пресс-служба Министерства транспорта РК

Депутат Мажилиса Парламента, член фракции партии AMANAT Нартай Сарсенгалиев поднял вопрос об инициативе Минтранса о создании саморегулируемой организации в сфере такси и передачи в нее некоторых государственных функций, передает Liter.kz.

Инициативу мажилисмен озвучил в ходе форума в Астане “Развитие городской мобильности в Казахстане”, на котором обсуждались ключевые вопросы устойчивого развития транспорта и городской инфраструктуры. Основными темами обсуждения экспертов стали развитие сервисов такси, регулирование микромобильного транспорта и развитие автобусных перевозок.

На одной площадке собрались ведущие эксперты в области транспорта, депутаты Мажилиса Парламента, руководители центральных и местных государственных органов, представители отраслевых ассоциаций и бизнеса.

Как сообщил депутат Нартай Сарсенгалиев, данный законопроект прошел первое чтение в Парламенте, однако был отклонен на недавнем заседании фракции партии AMANAT и возвращен на доработку.

С множеством вопросов, замечаний и предложений выступили представители самого бизнеса. Например, директор по связям с госорганами Яндекс в Казахстане Султан Бижанов выразил сомнение в целесообразности введения саморегулирования в транспортной сфере, особенно в контексте безопасности. Он отметил, что саморегулирование может привести к росту количества ДТП, так как в странах с аналогичной практикой, таких как Великобритания, число аварий после введения саморегулирования увеличилось на 12%.

Представитель агрегатора Aparu Ерлан Шаяхметов также выразил обеспокоенность последствиями нового закона, который, по его мнению, потребует пересмотра устоявшихся бизнес-процессов.

В свою очередь, директор по связям с госорганами InDrive Александр Чекарев поддержал возвращение закона на доработку. Он отметил, что регулирование тарифов противоречит Предпринимательскому кодексу и предложил создать цифровую платформу для регистрации водителей.

Эксперты и депутаты в большинстве своем выразили мнение, что передача ключевых государственных функций в саморегулируемые объединения (СРО) может привести к монополизации рынка и ценовому сговору. Более того, это может сказаться на тарифах на такси и уходу рынка частных перевозок в серую зону.

Относительно работы по снижению ДТП начальник управления дорожной безопасности Комитета МВД Мурат Иманбаев отметил, что министр внутренних дел объявил 2025-й Годом профилактики.

“В центре внимания – безопасность на дорогах, в общественных местах и обеспечение правопорядка. Это требует комплексного подхода: цифровизации, усиленного контроля и профилактических мер. Форум Urban Mobility 2025 станет не только площадкой для обсуждения инноваций в дорожной безопасности, но и важным инструментом информирования экспертов отрасли и общества. В приоритете — снижение ДТП, развитие инфраструктуры и расширение автоматизированного контроля нарушений. Безопасность – наша общая ответственность”, – сказал он.

Не остался без внимания и вопрос платформенной занятости. Вице-министр труда и социальной защиты населения Олжас Анафин обратил внимание на растущее число граждан, работающих на различных интернет-платформах. По разным оценкам сегодня их число достигает более миллиона человек, и эта цифра продолжает расти. Однако у таких работников зачастую нет доступа к социальным гарантиям, таким как пенсионные накопления, пособие по временной нетрудоспособности или бесплатная медицинская помощь. Для решения этих проблем проводятся законодательные изменения.

“В 2023 году в Социальный кодекс были введены понятия, связанные с интернет-платформами, а также поправки в закон о автомобильном транспорте в части признания физических лиц в качестве перевозчиков такси. Совместно с Комитетом государственных доходов и компанией “Яндекс” был реализован пилотный проект по применению иного порядка налогового администрирования лиц, оказывающих услуги через интернет-платформы. В результате апробации данного подхода 1 июля 2024 года были внедрены несколько поправок в законодательство, в частности, упрощены условия применения специального налогового режима для индивидуальных предпринимателей с использованием мобильного приложения, снижены ставки налогов и социальных платежей до 4%. Операторы интернет-платформ теперь признаны налоговыми агентами”, – добавил вице-министр.

В свою очередь руководитель управления КГД МФ Ерканат Шынберген поделился первыми результатами пилотного проекта налогового администрирования по платформенной занятости:

“Яндекс Такси” перечислил ИПН за водителей с сентября 2024 года 378 млн тенге. А также социальных платежей почти на миллиард тенге. Сейчас мы проводим работу по другим платформам тоже. До конца первого квартала текущего года мы планируем подключить к проекту платформенной занятости более 30 платформ”, – заявил спикер.

В панельных дискуссиях участники форума обсудили вопросы правового регулирования и развития электросамокатов, велосипедов и других средств индивидуальной мобильности. Особое внимание было уделено необходимости создания безопасной велоинфраструктуры, гармонизации нормативно-правовой базы и интеграции микромобильности в транспортную экосистему городов.

Также в рамках форума были обсуждены проблемы развития общественного транспорта, включая обновление автопарка, улучшение качества обслуживания пассажиров и совершенствование маршрутной сети.

В настоящее время в Казахстане на более чем одной тысячи маршрутах работают более 10,5 тысячи автобусов, предоставляемых 200 перевозчиками. С каждым годом увеличивается как число перевозчиков, так и количество маршрутов, что свидетельствует о росте сектора и потребности в улучшении транспортной инфраструктуры.

Развитие автобусных перевозок активно поддерживается на государственном уровне, особенно в части обновления автопарка и внедрения экологически чистых технологий. В настоящее время износ общественного городского автопарка составляет около 25%.

По данным Министерства транспорта, в последние годы наблюдается положительная динамика в плане перехода на экологически чистый транспорт: активно закупаются автобусы на электрической тяге и газомоторные автобусы, что помогает снижать негативное воздействие на окружающую среду.

Новости партнеров
×