Амбассадоры казахской культуры
Вот уже шесть лет в Астане функционирует Казахская национальная академия хореографии, которая за этот короткий промежуток времени стала кузницей кадров не только для казахстанских театров, но и для всего мира. Уникальность академии в том, что обучение в ней начинается с первого класса. Чему можно научить шестилетнего ребенка и все ли первоклассники станут балетными артистами? Об этом мы говорили в Гостиной с ректором Казахской национальной академии хореографии Бибигуль Нусипжановой.
Бибигуль Нургалиевна, а в чем особенность такого многоступенчатого образования? Что оно дает?
– Действительно, Казахская национальная академия хореографии – единственное в Центральной Азии учебное заведение с полным циклом многоуровневого профессионального хореографического образования. Обучение в академии включает уровни начальной и средней школы, технического и профессионального образования, бакалавриат, магистратуру и докторантуру. Иными словами, начать обучение у нас можно, поступив в первый класс, а окончить со степенью доктора.
Почему выбран такой метод образования? Он позволяет с раннего детства готовить детей на высоком профессиональном уровне. Уже за первые три-четыре года начальной школы дети понимают выбранное направление, а педагоги видят, есть ли у ребенка физические, музыкальные, психологические данные для дальнейшего обучения в академии. Далее, начиная с четвертого-пятого классов, они по праву могут считаться юными артистами, выступая на одной сцене с профессионалами.
– Вот Вы сейчас сказали про физические и психологические особенности ребенка. Насколько они важны?
– Очень важны. Потому что балет – это сложный труд, который требует, как физической подготовки, так и готовности к психологическим нагрузкам. В начале каждого учебного года мы подписываем договор с родителями наших воспитанников о том, что если ребенок не соответствует предъявляемым к нему требованиям, то решением педагогического совета он может быть отчислен из академии.
– Бытует мнение, что в таких специализированных учреждениях образования меньше уделяется внимания общеобразовательному обучению. Вы как считаете?
– Не соглашусь с этим мнением, так как общеобразовательная программа академии полностью соответствует требованиям госстандартов Министерства просвещения.
Несмотря на то, что у наших воспитанников большая нагрузка по специализированным дисциплинам, непосредственно относящимся к их будущей профессии, а также регулярны длительные репетиции и выступления, они успевают освоить и общеобразовательные предметы, которые преподаются здесь так же качественно, как в обычных средних школах. Можно сказать, что дисциплина, самоорганизованность и ответственность – одни из определяющих черт характера артиста балета.
Как я выше говорила, дети с четвертого-пятого класса уже участвуют в постановках театров “Астана Балет” и “Астана Опера”. Бывает, что и выезжают на гастроли. С гордостью могу сказать о триумфальной победе наших воспитанниц на Международном балетном конкурсе, проходившем в Загребе, столице Хорватии, летом нынешнего года. Наши девочки заняли там все три призовых места. Торғын Лебен получила “золото”, Әдемі Жанабыл – серебряную медаль, а Дарья Митрофанова – “бронзу”. Конкурс проходил по двум категориям, наши девочки выступали в категории юниоров до 19 лет, при этом они оказались самыми юными конкурсантками – им всего по 13–14 лет. С нашими воспитанницами конкурировали ребята из Хорватии, Канады, Японии, США, Франции, Австрии, Венгрии, Польши и других стран.
Всего за прошлый год учащиеся академии приняли участие в 22 танцевальных конкурсах, турнирах и фестивалях и получили 42 награды.
Когда наши воспитанники едут за границу, это для нас особая ответственность, потому что они выступают в качестве амбассадоров казахской культуры, казахского искусства. Таким образом, о нашей академии уже знают за рубежом, к нам часто приезжают гости, знакомятся с нашей культурой, с нашей страной.
– Скажите, а есть ли у Вас обучающиеся из других стран?
– Да, конечно, у нас учатся студенты из Японии, США, России, Мексики, Эстонии, Азербайджана, Кыргызстана и Узбекистана. В новом учебном году мы также приняли на обучение иностранных студентов, среди которых появились первые зарубежные докторанты. Выпускники и студенты академии работают в балетных труппах ведущих театров страны – “Астана Опера”, “Астана Балет”, Национального академического театра оперы и балета имени Абая.
– Куда еще трудоустраиваются ваши выпускники?
– Мы выпускаем артистов балета, артистов ансамбля танца, педагогов-хореографов, балетмейстеров, педагогов спортивного бального танца, арт-менеджеров и искусствоведов. Наши выпускники, помимо указанных театров, трудятся и в Казахконцерте им. Р. Баглановой, государственных театрах танца, в государственных филармониях и других ведущих организациях культуры.
– Бибигуль Нургалиевна, расскажите про здание академии – оно вызывает небывалый интерес у жителей и гостей столицы. При этом доступ в него практически невозможен…
– Да, безопасность наших воспитанников превыше всего, поэтому доступ в академию посторонним воспрещен. Что касается самого здания, то во время его строительства были учтены климатические условия Астаны, и поэтому все три корпуса соединены между собой галереями: это балетный корпус, учебный и жилой.
Гордость нашей академии – уникальные балетные классы с высокими потолками, балетным покрытием “Арлекин”. Это профессиональное напольное покрытие, специально рассчитанное на то, чтобы стопа не скользила, то есть оно нетравмоопасное. Все балетные залы, а их у нас 21, оснащены современным видео- и аудиооборудованием. А самый большой зал имеет площадь 400 квадратных метров.
В здании академии есть свой учебный театр с большим зрительным залом для сценической практики детей.
Также академия располагает прекрасно оборудованными учебными аудиториями, великолепной библиотекой и спортивным комплексом с бассейном.
Для воспитанников предусмотрено пятиразовое сбалансированное питание. В медицинском блоке для восстановления и релаксации мышц установлено современное медоборудование. Обучающиеся получают круглосуточную медицинскую помощь и находятся под постоянным наблюдением наших замечательных врачей. В интернате академии 24/7 дежурят воспитатели, они проводят для детей различные досуговые мероприятия.
Другими словами, нашим обучающимся не приходится отвлекаться на бытовые вопросы. Главная задача – хорошо учиться, и в этом им помогают высокопрофессиональные педагоги.
Самым большим достижением академии я считаю то, что нам удалось сформировать сплоченный коллектив профессионалов, единомышленников, художественным руководителем которого является прима-балерина мирового уровня, народная артистка России, легендарная Алтынай Асылмуратова. Благодаря ее профессионализму наша хореографическая школа по праву может считаться одной из сильнейших балетных школ мира. И когда нас спрашивают, на кого мы хотим равняться, я уверенно отвечаю: пусть равняются на нас.
– Бибигуль Нургалиевна, не могу не спросить, Ваша известная фамилия Вам помогает в жизни? Быть дочерью такого легендарного человека как Нургали Нусипжанов, это ведь особая ответственность…
– Да, это так. Фамилия где-то помогает. Когда я начинала работать в Академии искусств имени Жургенова на кафедре «Искусство эстрады», моими коллегами были прославленные артисты, которые знали меня с детства. И, конечно, они тепло встретили, оказывали поддержку мне, как молодому педагогу. Но бывают в жизни и такие случаи, когда вслед говорят: ну еще бы, с такой-то фамилией…
Но я сама считаю, что всю жизнь достойно несу папину фамилию, вдвойне больше тружусь, чтобы доказывать, что не папа за тебя работает.
– Расскажите о планах на предстоящий период? В каких постановках мы можем увидеть ваших воспитанников?
– Мы планируем порадовать зрителя ставшими уже традиционными для академии новогодними спектаклями – “Щелкунчик” хореографии В. Вайнонена в редакции нашего художественного руководителя Алтынай Асылмуратовой, и, конечно же, мы не сможем оставить любителей балета и без нашей “визитной карточки” – балета “Роман бутона розы и мотылька”. Спектакль пройдет весной с обновленным составом учащихся на сцене театра “Астана Опера”.
В целом наш репертуар включает в себя более 60 постановок, они будут исполнены на различных мероприятиях. Также мы планируем показать новую программу на гастрольном выступлении в Алматы.
Весной мы планируем провести Международный конкурс молодых хореографов, который позволит выявить новые имена, креативные идеи в области режиссуры танца и балетмейстерского искусства, а также VI Республиканский конкурс казахского танца имени Шары Жиенкуловой.
Этот конкурс имеет давнюю историю – впервые он состоялся в далеком 1992 году. Его главная цель – популяризация национального хореографического искусства.
Конкурс знакомит зрителей с репертуаром ансамблей со всей республики, новыми поисками хореографов, он позволит профессионалам выявить ярких исполнителей, обменяться творческими достижениями и профессиональным опытом.
– Бибигуль Нургалиевна, что Вы посоветуете родителям, чьи дети не хотят доводить до конца учебу в музыкальной школе, например, или занятия хореографией?
–Я с уважением отношусь к тем родителям, которые занимаются всесторонним развитием своих детей. Бросать занятия музыкой или танцами – нежелательно! Впоследствии ребенок сам скажет вам спасибо за вашу настойчивость. Одно другому никогда не мешает, и ваш ребенок может одинаково хорошо учиться как в обычной школе, так и делать успехи в музыке, живописи или спорте. Именно такого принципа мы придерживаемся и в академии. Наши ребята должны быть не только сильными артистами балета, но и интеллектуалами. Настоящий артист априори не может быть ограниченным и необразованным. Тяга к знаниям, чтение книг, посещение театров и музеев развивают эмоциональный интеллект. Этот интеллектуально-эмоциональный багаж влияет на исполнительское мастерство артистов – ведь ему есть что по-настоящему, искренне показать зрителю. Без внутренней наполненности это не удастся – искусство не терпит фальши.
– Спасибо Вам за беседу. Успехов в творчестве!
PS. Когда в Гостиной интересный собеседник, наша беседа выходит за рамки отведенного времени. Так случилось и в этот раз. Бибигуль Нургалиевна не торопила нас по времени, не поглядывала на часы. Она была готова отвечать на разные вопросы касательно ее профессиональной деятельности. Давала советы, делилась профессиональными секретами. Например, длительное ежедневное катание на самокате, оказывается, вызывает непропорциональное развитие мышц у детей, а это недопустимо для артистов балета.
И да, напоследок: не называйте мужчин-артистов балета словом “балерон” (или балерун). Нет такого слова, более того, оно звучит оскорбительно, как и слово циркач. Правильнее будет говорить: артист балета или артист цирка.
Миргуль Джилкишинова, Астана