Новости Казахстана Новости мира Интервью Life style Спорт Культура Регионы Amanat
$ 508.05  534.82  5.06

Археологические памятники тоже нуждаются в защите

Сенатор Бибигуль Жексенбай объяснила в чем суть проблемы.

Археологические памятники тоже нуждаются в защите
Фото: пресс-служба сената

Об угрозе потери археологических памятников из-за природных катаклизмов и недостаточного контроля в своем депутатском запросе заявила сенатор Бибигуль Жексенбай. В чем суть проблемы, и какие пути их решения предлагают депутаты и археологи – в интервью нашей газете.

– Бибигуль Нургалиевна, что послужило поводом для Вашего внимания к этому вопросу?
– Весенний паводок стал тяжелым испытанием для всего населения Казахстана. Стихийное бедствие затронуло различные отрасли промышленности и повлекло за собой серьезные последствия, масштабы которых еще не оценены. Основанием моего депутатского запроса является судьба археологических объектов, находящихся в зоне затопления. Сохранение историко-культурного наследия страны – одна из важнейших задач общества. Поэтому местным исполнительным органам в сфере охраны и использования объектов историко-культурного наследия при поддержке Министерства культуры рекомендуем разработать программу действий в чрезвычайных ситуациях после наводнения. Прежде всего – выявить территории археологических памятников, пострадавшие от наводнения. После чего необходимо организовать туда кочевые экспедиции, оценить состояние, сформировать перечень объектов историко-культурного наследия, пострадавших от наводнения. И уже после этого начать работы по аварийно-спасательным археологическим мероприятиям. Здесь главное – археологические работы должны осуществлять организации, имеющие лицензию на право проведения археологических работ. Для этого необходимо разработать механизм их вовлечения в эти работы. То есть необходимо принять во внимание подпункт 4) пункта 3 статьи 39 Закона РК «О государственных закупках», где предусмотрены закупки способом из одного источника путем прямого заключения договора о государственных закупках, необходимых для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

– Как известно, в Казахстане есть острая нехватка профессиональных археологов, и много пробелов в археологической деятельности в целом. На это обращал внимание и Глава государства в своем выступлении на курултае. Каким Вы видите решение этого вопроса?
– Совершенно верно, президент Касым-Жомарт Токаев на третьем заседании Национального курултая отметил, что «для сохранения нашего богатого историко-культурного наследия необходимо навести порядок в археологической деятельности. Острая нехватка профессиональных археологов и системные пробелы в лицензировании раскопок привели к засилью в Казахстане различных дельцов от археологии». Поэтому предстоит провести колоссальную работу. За последние двадцать лет большая часть наследия была разграблена мошенниками-археологами и спекулянтами, пользующимися лазейками в законе. В ряде регионов раскопано множество могил, а местные жители утверждают, что ценные реликвии разграблены, большинство из них не приняты во внимание. Недавно скотоводы Талдыкорганской области разместили в социальных сетях фотографии заросших пастбищ и заявили, что «наш скот гибнет в ямах, вырытых ищущими золотые реликвии», а на востоке Казахстана неравнодушные граждане сообщили, что воры на равнине Шиликти, где был найден Золотой человек, раскопали и уничтожили гробы. Это одна из причин, почему президент подчеркнул, что «Казахстан был оккупирован сомнительными людьми в области археологии. Они дают строительным компаниям ложные научные заключения о том, что отдельные участки земли не имеют исторической и археологической ценности. За эту услугу он получает большие деньги». По официальным и неофициальным данным, количество лиц и организаций без специального образования, получивших лицензию на неограниченный срок и неопределенную территорию в Казахстане, от 60 до 100. Самое страшное, что они знают, что никому не отчитываются, говорят эксперты. В стране всего два закона в этой области, да и то один из них поверхностный, а другой имеет много недостатков. В этом плане можно обратить внимание на опыт соседних стран. В Китае принято около 20 нормативных документов, связанных с регулированием археологических исследований. В России тоже защита исторических и археологических ресурсов находится под строгим контролем. В Узбекистане созданы специальные центры по изучению артефактов за рубежом и запущена государственная программа.


– Какие должны быть предприняты меры, чтобы и наши законы стали дееспособными?
– Во-первых, необходима цифровизация области археологии и открытие специального единого информационного портала, сбора отчетов об археологических исследованиях и раскопках, проведенных и проводимых на всей территории страны. Вторая задача – проведение специальной дипломатической работы по сбору наших исторических реликвий из дальнего и ближнего зарубежья.
Кроме того, надо планомерно разрабатывать и публиковать обучающие электронные произведения для детей, молодежи и широкой общественности об археологических объектах и исторических реликвиях Казахской степи. В качестве одной из важных задач борьбы с вандализмом мы видим координационную работу по охране памятников истории и культуры, ужесточение наказания за контрабанду реликвий. Ну и, в перспективе – построить на археологических объектах музей под открытым небом или туристический комплекс, разработать механизмы, позволяющие строго контролировать площадь объектов строительства, площадь объекта, допускаемое максимальное количество туристов, цены на билеты и цель использования доходов.


– Какова ситуация с археологическими объектами на сегодняшний день?
– По статистике Министерства культуры и информации, в Казахстане всего насчитывается более 25 тысяч объектов историко-культурного наследия, из которых 12 867 единиц внесены в Государственные списки памятников истории и культуры местного и республиканского значений, чуть более 12 тысяч единиц – в списки предварительного учета объектов историко-культурного наследия.
Из указанных 12 867 памятников около 10 000 – археологические памятники. В целом по стране, если учесть объекты, еще не включенные в Государственные списки, численность археологических объектов составляет около 20 тысяч единиц. Закон «Об охране и использовании объектов историко-культурного наследия» был принят в 1992 году, и он был разработан на основе модельного закона стран СНГ. Далее в разные годы в закон вносились промежуточные изменения, и в 2018 году, ввиду происходящих изменений, потребность разработки закона в новой редакции была внесена в План законопроектных работ Правительства 2018 года. Закон Республики Казахстан «Об охране и использовании объектов историко-культурного наследия» в новой редакции вступил в силу с 2020 года. В настоящее время министерством совместно с депутатами Мажилиса Парламента Республики Казахстан ведется работа по внесению изменений в некоторые законодательные акты по вопросам охраны и использования объектов историко-культурного наследия, в рамках которой предусмотрены модернизация деятельности Института археологии имени Алькея Маргулана, создание Единой автоматизированной базы археологических объектов, ужесточение процедур выдачи лицензии и другое.


– Вы отметили, что важно не только сохранить, но и вернуть в страну культурные ценности. Почему это важно?
– Культурные ценности являются свидетельством богатого духовного развития каждого народа и его исторической памятью. Отрыв культурных ценностей от своих национальных корней – это тяжелейший удар по национальному самосознанию народа, а также его культуре. 
Одна из проблем формирования фонда культурных ценностей Республики Казахстан проявилась сразу после обретения независимости. В бытность СССР предметы духовной и материальной культуры всех союзных республик составляли единый комплекс, лучшие образчики которого закономерно аккумулировались в центре. Эти артефакты, собранные в советское время на территории Казахстана в результате работ ряда археологических и этнографических экспедиций, на сегодняшний день хранятся в центральных музеях Российской Федерации. 
По словам археологов, крупнейшей экспедицией, работавшей на территории Казахстана, была Хорезмская комплексная археолого-этнографическая экспедиция, зона исследований которой охватывала, в частности, Восточное Приаралье, вывезшая богатейшие археологические коллекции. Нельзя не признать огромный вклад участников Хорезмской экспедиции в написание многих страниц истории нашей страны. 


Большинство государств сегодня рассматривают защиту своего культурного наследия как одно из наиболее приоритетных направлений культурной политики. 
Одним из первых и в то же время ключевых актов, который касался вопроса возвращения культурных ценностей, принятым государствами — членами СНГ буквально спустя несколько месяцев после образования Содружества, является Соглашение о возвращении культурных и исторических ценностей государствам их происхождения от 14 февраля 1992 года.
Однако эта конструктивная инициатива, учитывающая положения Конвенции о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности, была денонсирована в 1995 году Верховным Советом Российской Федерации как не соответствующая законодательству России. Вместе с тем возможности возвращения культурных ценностей сильно ограничиваются российским законодательством.


В данной ситуации необходимо создание структуры, в функциональные обязанности которой входила бы работа по возвращению культурных ценностей в Казахстан. Для этого необходимо вести перманентную работу дипломатического, правового и технического характера. Помимо физического возврата культурных ценностей возможен вариант оцифровки и каталогизации материалов.
 

Новости партнеров
×