Ряд факторов негативно влияют на качество дорожно-строительных работ.
На заседании правительства по контролю качества дорожно-строительных работ из уст премьер-министра Казахстана прозвучала критика по поводу неудовлетворительного состояния асфальтового покрытия некоторых автодорог. Корреспондент Liter.kz узнал в Национальном центре качества дорожных активов о факторах, мешающих улучшению состояния дорог.
За первые 6 месяцев текущего года экспертиза качества охватила 100% объектов республиканской сети и 84% объектов местной сети. В 10 регионах достигнут полный охват местной сети.
Предприятием в текущем году осуществлено 5 тыс. выездов, в ходе которых отобрано и испытано порядка 11 тыс. проб материалов. По результатам экспертизы не допущены к применению 16 тыс. тонн асфальтобетона и 27 тыс. тонн инертных материалов.
Наибольшее количество несоответствий наблюдается в Жамбылской, Туркестанской и Абайской областях. В ходе экспертизы было выявлено 1,9 тыс. нарушений технологии производства работ, из которых устранен 621 дефект, а оставшиеся дефекты взяты на контроль и будут устранены до ввода объектов в эксплуатацию. В результате подрядными организациями переустроено 99 тыс. кубометров асфальтобетонного покрытия, 28 тыс. кубометров основания и заменено 18 тыс. кубометров щебня.
Важным вопросом является игнорирование результатов экспертизы качества со стороны местных исполнительных органов. Ранее имелись случаи ввода объектов в эксплуатацию дорог местного значения по положительным заключениям сторонних лабораторий, в обход отрицательным заключениям, выданных Центром качества. Для предотвращения таких фактов, внесены поправки в норматив, согласно которому в случае привлечения частных лабораторий, отбор и испытания проб должны проводиться комиссионно, с участием всех заинтересованных сторон. Кроме того, запрещается ввод объектов в эксплуатацию до полного устранения замечаний, зафиксированных в системе "КазРоудЛаб", - отметил директор НЦКДА Булатбек Айтбаев.
Центром качества на постоянной основе ведется работа по фактам нарушений, допущенных техническим надзором. За последние два года предприятием направлено 112 обращений, в результате чего ГАСКами приостановлено 9 аттестатов инженеров и наложены штрафы на 64 млн тенге. Выявлено более 470 фактов отсутствия служб технадзора на объектах. Также в 2023-2024 годах выявлено более 130 фактов, где один технадзор одновременно закреплен более чем на пяти объектах.
Только в этом году установлено 54 факта, где один инженер числится в нескольких компаниях и 18 фактов, где один инженер закреплен в разных регионах. Данные факты в основном выявлены на дорогах местной сети. Для решения данной проблемы, создан электронный реестр инженеров технадзора в системе "КазРоудЛаб", где отслеживаются и фиксируются все подобные случаи.
Результаты мониторинга направляются заказчикам для принятия соответствующих мер.