Новости Казахстана Новости мира Интервью Life style Спорт Культура Регионы Amanat
$ 494.87  520.65  4.91

Аскар Мамин ответил на критику школьных учебников

Он также рассказал о переходе на 12-летнее образование.
09.12.2020, 19:00
Аскар Мамин ответил на критику школьных учебников

В ответе на депутатский запрос премьер-министр Аскар Мамин рассказал, как проходит экспертиза школьных учебников, передает Liter.kz.

В своем депутатском запросе депутаты Сената выразили недовольство тем, что с переходом на обновленное содержание новые учебники не проходили экспертиз и апробаций.

«Критика учебников была всегда, но такой критики, которая началась с 2016 года, не было. Почему? Был осуществлен резкий переход на обновленное содержание образования, основанное на Кембриджской модели и внедренное практически без апробации. В этой обстановке учебники писались наспех, ежегодно внедрялись по три класса, программы не обсуждались, авторы и эксперты не имели соответствующей подготовки и опыта. При этом учебные программы предметов в корне отличались от устоявшейся модели», – пишут депутаты.

По мнению депутатов, причиной низкого уровня качества школьной программы и самих учебников стала низкая заработная плата работников Национальной академии образования имени Алтынсарина. К примеру, главный научный сотрудник зарабатывает 119 526 тенге, ведущий научный сотрудник – 106 678 тенге, старший научный сотрудник – 95 192 тенге, простой научный сотрудник – 81 955 тенге.

Для сравнения, по данным Бюро национальной статистики, в октябре 2020 года средняя зарплата по стране составила 209 818 тенге. То есть научные сотрудники Нацакадемии зарабатывают в два раза меньше этого.

«Чтобы не допустить негативных проявлений в будущем, учитывая переход на 12-летнее образование, начиная с 2024 года, уже надо утвердить ГОСО, типовые учебные планы, типовые учебные программы. Ведь на формирование авторских коллективов, написание учебников и проведение их апробации и экспертизы потребуется минимум три года. Только в этом случае мы увидим качественный результат», – добавили сенаторы.

В ответе на депутатский запрос премьер-министр РК Аскар Мамин заявил, что апробация обновленного содержания началась еще в 2015 году, а в 2016 году начался поэтапный процесс внедрения – в том году первыми на обновленное содержание перешли ученики первых классов.

«В Правила организации работы по подготовке и экспертизе учебников внесены изменения и дополнения - в части повышения ответственности издательств за качество разработки учебников, необходимости прохождения авторами обучающих курсов. Повышены требования к внутрииздательской экспертизе, соблюдению санитарно-гигиенических норм, предъявляемых к весу, качеству материала, иллюстрациям и формату учебников.

Согласно Правилам обеспечения учебниками и учебнометодическими комплексами (УМК), при обнаружении полиграфического брака в течение первого учебного года использования учебника и УМК издательство осуществляет их замену за счет собственных средств», – заявил премьер-министр.

Он также рассказал, что ужесточены требования к разработчикам учебников. Научная и педагогическая экспертиза учебников и учебно-методических комплексов проводится экспертной комиссией, которая формируется из числа ученых и педагогов, включенных в автоматизированную базу данных экспертов и прошедших конкурсный отбор.

«В рамках проекта «Модернизация среднего образования» за счет средств Всемирного банка предусмотрено обновление требований к учебникам по каждому отдельному предмету, совершенствование методики и критериев их оценивания. Планируется обучение двух тысяч экспертов и 40 тренеров», – говорится в ответе Аскара Мамина.

Он добавил, что Министерство образования и науки РК уже сформировало рабочие группы по переходу на 12-летнее образование. Внедрение планируется в 2021 году.

Напомним, что за полгода общий объем инвестиций в образование в Казахстане превысил 101 млрд тенге.

Ранее Liter.kz разобрался, почему растет спрос на репетиторов. Подробнее читайте здесь.

Новости партнеров
×