"Астана Балет" представил одноактные спектакли "Ma Carmen" и "Саломея"
Новые версии одноактных спектаклей Мукарам Авахри впечатлили публику философским замыслом и яркой хореографией.
Театр “Астана Балет” представил зрителям вечер, посвященный сильным и многогранным женским образам. На сцене показали два одноактных спектакля — “Ma Carmen” и “Саломея” — в постановке заслуженного деятеля Казахстана Мукарам Авахри. Подробности — в материале Liter.kz
Авторский вечер объединяет уникальный взгляд хореографа-женщины на вечные темы: любовь, свободу, страсть, власть и путь к самопознанию. Авахри предлагает зрителю не просто танец, а философское размышление о природе женственности, ее светлых и темных гранях.
“Ma Carmen”: женский манифест на сцене
Ma Carmen — радикальное переосмысление легендарного образа Кармен. На сцене полностью женский состав: мужчин заменяют абстрактные манекены, а их невидимое присутствие создается с помощью проекций — цитат поэтов и философов.
По словам Мукарам Авахри, обновленный спектакль стал куда глубже предыдущей версии:
“Ма Кармен — это, скорее, разобновление. Артисты повзрослели, созрели. Если раньше это был портрет, раскрытие образа, то теперь мы попытались разбить Кармен на составные части и показать ее психологический портрет. Самая большая сложность — точная передача эмоций, ведь каждая артистка олицетворяет отдельную грань Кармен”, – объясняет художник.

Хореограф подчеркивает: этот образ выходит за пределы одного персонажа.
“Мне кажется, все эти грани есть в каждой женщине. Она разная, и в этом ее красота”, – продолжает Мукарам.
Кармен Мукарам Авахри — собирательный образ женщины вне времени, разложенный на пять ипостасей. Каждая обозначена своим цветом: синий, розовый, желтый, красный и черный. Эти оттенки отражают весь спектр ее натуры — от страстной, уверенной соблазнительницы до женщины, переживающей внутренний надлом.

Авахри подчеркивает, что отказ от мужских персонажей — принципиальная художественная позиция:
“Мне было бы неинтересно снова рассказывать историю про мужчину и женщину — она всем известна. Мне хотелось представить свою версию, где нет мужчин. Все внимание — на героиню. Она сама рассказывает свою историю от первого лица”, – говорит Мукарам.
Хореография сочетает эстетику неоклассики и contemporary dance, превращая спектакль в яркое высказывание о женской свободе, независимости и самоосознании.
“Саломея”: танец искушения, власти и расплаты
Второй спектакль вечера – “Саломея” – основан на библейском сюжете в интерпретации Оскара Уайльда. Это метафорическое хореографическое полотно, где сталкиваются Свет и Тьма, Материя и Дух.
Саломея предстает не просто роковой женщиной, а персонажем, чья одержимость любовью, желанием и властью приводит к трагическому саморазрушению. Пластический язык спектакля насыщен символами: движения Саломеи и Иоанна Крестителя превращаются в диалог жизни, смерти, искушения и веры.

Художник-постановщик объясняет:
“Отталкиваясь от Уайльда, я увидела, насколько нравы современного мира перекликаются с тем временем. Тогда царили безумие и невежество. Они казнили святого — Иоанна Крестителя — и были наказаны. Алая ткань в спектакле может олицетворять кровь, а может — одно из покрывал Саломеи”, – объясняет Мукарам.

Авахри напоминает, что в основе лежит знаменитая сцена “Танца семи покрывал”:
“Саломея исполняет танец по просьбе Ирода. Он обещает ей полцарства, несметные богатства — что угодно. Но она просит голову Иоанна Крестителя. Это и есть ее трагедия — и безумие царя”, – говорит она.
Оригинальные постановочные решения — стол-трон, алое полотно, перевернутый крест — придают спектаклю масштаб библейской притчи. Музыка турецкого композитора Фазыла Сая добавляет постановке восточную экспрессию и драматическую насыщенность.
Мукарам Авахри создала уникальный театральный мир, в котором каждый жест, каждый цвет и каждый акцент служат единому высказыванию о силе, страсти и тайне женской природы. После спектаклей зал несколько минут аплодировал стоя — редкое единодушие публики, полностью погрузившейся в драматургию, эстетику и эмоциональную глубину вечера.
