На острие атаки
Сейчас, время спустя, мы хотели бы взглянуть на ситуацию с другого ракурса. С точки зрения источников возникновения конфликта, анализа рисков их повторения и трансформации, с применением информационных инструментов, а также возможные пути решения этих вопросов. Наши спикеры, эксперты в своих областях деятельности, поделились своим видением затрагиваемой темы.
Наш первый спикер Ерлан Аскарбеков, представитель клуба «PRшы», полагает, что слабая информационная работа и недооценка роли PR в Казахстане является хроническим недугом, которым страдают не только государственные структуры, но и бизнес, и разного рода организации общества.
Латентный характер протекания этой болезни дает ложное успокоение и надежду на исцеление без лекарств.
До тех пор, пока не случится приступ. - О необходимости внедрения системы медиа подготовки прежде всего в государственных и квазигосударственных структурах говорится давно, наш клуб «PRшы» в свое время даже подготовил специальные рекомендации по PR для правительства.
Но, судя по тем событиям, которые сейчас активно обсуждаются в обществе, все-таки тушение пожара – оно привычней, нежели его предупреждение. Я не говорю о какой-то панацее, предложенной нами, я имею в виду важный элемент контролирования и управления ситуацией, относящийся к международным стандартам. Причем, если раньше в своих предложениях мы делали акцент на чиновниках госаппарата уровня потенциального спикера, то сейчас круг значительно расширился.
Это ни в коем случае не только министры и руководители подразделений – сейчас сюда можно добавить работников фронт офисов, которые работают с населением в непосредственном контакте. Глядя на примеры работы с клиентами в частных структурах, каждый руководитель госведомства должен задаться двумя простыми вопросами.
Первый, есть ли и у него фронт офис где-нибудь в РГП или в АО, пересекаются ли его люди с населением. Второй естественный вопрос, какой там уровень сервиса? Скажем, социальный блок правительства, он неизбежно пересекается с людьми. Некоторые чиновники наивно думают, что если их подразделения работают под другими табличками, их трогать не будут. Неважно, в какие свои «дочки» министерство делегировало те или иные функции, услуги. Все равно будет устойчивая ассоциация с профильным ведомством. Как говорится в известной поговорке: бьют не по паспорту, бьют по физиономии.
В пиаре точно так же. Если есть прочная ассоциация, что данная функция, кто бы ее ни исполнял, относится к конкретному министру или акиму, то неизбежно это является их проблемой. Даже, скажем, в случае с министерством образования, которое только частично контролирует региональные профильные управления. Народ этого не знает и не хочет вдаваться в эти тонкости. Получается, как только ты возглавил эту структуру, ты уже в минусе. И чтобы выйти в ноль надо сильно постараться. Есть, конечно, более спокойные места, где тематика не самая злободневная и не такие аппетитные бюджеты. Там проблема может долго не вскрываться, и есть фора в несколько лет. Но если это крупная структура, особенно из социального блока, или регион страны или многострадальное направление, где уже были громкие серьезные скандалы и кризисы, там срок исполнения любой работы – «вчера». Там большой потенциал для информационных войн, для конфликтов, в которых могут участвовать различные силы, подогревая их всеми доступными способами.
К сожалению, черный пиар делать легко
В этом весь драматизм – черные новости набирают рейтинги, позитивные не набирают. Не зря говорят: хорошая новость лежит, дурная – бежит. Это психология большинства людей, которую нужно глубоко понимать. Не стоит питать иллюзий, что если я хороший, компетентный, честный чиновник, массы будут на моей стороне. К сожалению, это не так. Автоматически все чиновники – плохие люди. Так думает большинство. Это по умолчанию, как заводская настройка. Даже когда объяснили, что это хороший компетентный человек, он на своем месте, у него есть четкое видение развития вверенного ему направления, доверие возникает лишь у небольшой части общества.
Но это важная часть аудитории, которая быстрее остальных воспринимает и далее ретранслирует информацию, что пришли новые люди, что они другие. И в этом отношении социальные сети как ретрансляторы – это великое благо для власти.
Получается, что хороший пиар – это честно, толково, талантливо объяснять что происходит, вследствие чего происходит, какие будут действия. События прошлой недели были полны трагизма и скорби. Было много разной информации, которую пытались собрать в одну мозаику. Однако, никто ни разу слова не сказал про пожарную инспекцию, никто не потратил времени для получения информации о смертности при пожарах в стране.
Я посмотрел, в Казахстане этот показатель 6 человек на 100 тысяч жителей. Это больше чем в европейских странах, и меньше, чем в той же России и Украине – 7,7 на 100 тысяч. Я к тому, что желание разбираться с фактами, аналитикой напрочь отсутствует не то что у обычных граждан, но и у тех же блогеров, журналистов. Родственникам жертв, простым людям можно быть такими. Нам – нельзя, мы должны профессионально работать с информацией и быстрее, чем госструктуры.
Это же большая машина, там любое слово надо согласовывать день-два, что, кстати не должно быть оправданием. Что касается предыстории, то я уже говорил об особом статусе социального блока в потенциальных конфликтах. Были даже смещения с высокого поста лично Президентом с формулировкой «за провал в информационной работе», кажется по пенсионному вопросу. Добавьте к этому экономическую ситуацию. То есть место горячее, и каждый, кто приходит туда об этом знает, но грабли у порога не замечают. У спецназовцев есть такая статистика, по которой большая часть ранений при штурме происходит в дверях, самое опасное место. Кроме того, что у них существует жесточайший отбор претендентов, они постоянно тренируются, многократно проходят каждый участок объекта.
В полной экипировке, в тяжелых бронежилетах, они могут пройти маршрут сотню раз, пока инструктор скажет, что такой-то план действий предполагает меньше жертв. Наверно, что-то подобное должны проходить и наши чиновники высшего и среднего уровня.