Без удерживающих устройств водители отказываются везти мам.
Казахстанские мамы стали жаловаться на водителей такси, которые отказываются везти пассажиров с детьми. Извозчики объясняют такое поведение отсутствием детского автокресла. Учитывая, что основная масса клиентов таксопарков – мамы с детьми, нововведение вызвало недоумение у казахстанцев. Журналист Liter.kz разбиралась в ситуации.
Поездки на такси уже давно не являются роскошью. Чем крупнее город, тем большей популярностью пользуются частные перевозки. Еще недавно горожане ловили машину “от бордюра”, то есть голосовали на обочине. Но со временем стало ясно, что такие поездки небезопасны, так как нет никакой проверки, кто находится за рулем, в каком состоянии автомобиль, нельзя узнать и маршрут следования. Поэтому в городах и регионах получили распространение сервисы поездок онлайн. Хотя официально данные организации не называют себя таксопарками или такси, по сути, они ими и являются.
Среди массы сервисов на слуху только несколько и особняком стоит приложение “Яндекс GO”. Казахстанцы, несмотря на частую критику расценок приложения, повышение цен при непогоде и состояние автомобилей-партнеров, выбирают его чаще всего, судя по отзывам.
Однако за последний месяц в социальных сетях все чаще появляются сообщения, что водители, сотрудничающие с приложением, стали отказываться везти пассажиров с детьми. Причина – отсутствие детского автокресла.
Гостья столицы Мадина Али планировала поехать на такси с двумя детьми шести и двух лет от дома до кардиохирургической клиники в начале июня. Она вызвала машину через сервис “Яндекс”. Но прибывший водитель, увидев детей, отказался везти пассажирку. Он пояснил, что у него нет детского автокресла, поэтому она должна заказать другую машину или возить автокресло с собой.
Он сказал, что ему проще отказаться от моих 800 тенге, чем платить огромный штраф. Я согласна, что ради безопасности детей следует пристегивать ремнями в машине. Но я не видела ни разу такси с автокреслами. И если все-таки появится функция с детским тарифом, то сколько пассажиры будут ожидать машину? – говорит Мадина.
По словам женщины, водитель отказался делать отказ от заказа и ждал, что отмену сделает несостоявшаяся пассажирка.
Другой случай опубликован в социальных сетях. Пользовательница сообщила, что с ней произошла такая же ситуация. За разъяснением она обратилась в службу поддержки, но там ей сообщили, что при заказе авто нужно выбирать тариф детский. Но в Казахстане такого тарифа нет, поэтому нужно брать собственное автокресло.
Много ли вы видели на улицах мам с автокреслом в одной руке и ребенком в другой? Куда девать его после поездки, если едешь в торговый центр, поликлинику или на прогулку? Должен быть другой, более цивилизованный способ решения проблемы. Так как такси в основном заказывают мамы, ведь с детьми сложнее ехать на дальние расстояния на общественном транспорте, – возмущена девушка.
Мы проверили информацию. Действительно, в приложении нет “детского тарифа” или указания автокресла. Зато есть другие функции, к примеру, позиция “кондиционер” добавила 160 тенге к заказу стоимостью 810 тенге.
Тогда спросили в службе поддержки, как заказать машину с автокреслом. Но, кажется, вопрос прочитали невнимательно. Вместо этого в поддержке спросили, в какое время был сделан заказ. Мы переформулировали вопрос, но ответ так и не был дан.
В пресс-службе “Яндекс” отметили, что согласно закону “О дорожном движении” запрещается перевозить детей до 12 лет без удерживающего устройства. Поэтому сервис “Яндекс” одним из первых в Казахстане ввел специальную опцию — при выборе ее на заказ приезжает машина с таким устройством.
Из-за того, что опцией не пользовались, партнеры-перевозчики перестали закупать специальные устройства, было принято решение временно ее отключить. У пользователей по-прежнему осталась возможность оставить комментарий водителю, что поездка с ребенком и требуется наличие специального устройства. Безопасность перевозок маленьких пассажиров — очень важная тема, и мы готовы инвестировать в это направление. Необходимо, чтобы за соблюдением правил перевозок детей тщательно следили органы, занимающиеся обеспечением безопасности движения, – сообщили в компании.
В “Яндекс” добавили, что готовы оперативно снова запустить опцию "Детское кресло" и помогать партнерам с покупкой удерживающих устройств, как только в этом появится необходимость.
Закон на бумаге
Нужно отметить, что история с внедрением детских автокресел в массы закончилась провалом в Казахстане. Закон “О дорожном движении” начал действовать в конце 2014 года, но в полную силу он вступил 7 января 2015 года. Согласно закону, запрещается перевозить детей до 12 лет:
1) на заднем сиденье мотоцикла;
2) при отсутствии специального детского удерживающего устройства или иных средств, позволяющих пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности, предусмотренных конструкцией транспортного средства, а на переднем сидении механического транспортного средства при отсутствии специального детского удерживающего устройства.
Закон был не только прописан на бумаге, но и сотрудники полиции стали проводить рейды на выявление фактов перевозки детей без специальных автокресел или иных удерживающих устройств.
Нововведение вызвало скандал. Казахстанцы раскритиковали норму закона по разным причинам. Одни не верили результатам краш-тестов, другие посетовали на высокую стоимость удерживающих устройств, третьи физически не смогли разместить автокресла в машине при наличии трех и более детей.
Каждый аргумент действительно имеет место быть. Среди автоэкспертов безопасность удерживающих устройств давно не вызывает сомнений. Но при условии, если покупается действительно качественное автокресло, подходящее по росту и весу ребенка. То есть для младенцев приобретается люлька, для тоддлеров устройство побольше, школьников младшего возраста – подходящее кресло, способное удержать ребенка от 20 до 40 килограмм. По-настоящему качественное кресло с высоким рейтингом прохождения через краш-тесты стоит недешево – его цена начинается от 100 тысяч. К примеру, люлька Maxi-Cosi Pebble Pro i-Size для детей весом до 10 кг, получившая в краш-тесте оценку “отлично” от нидерландской ассоциации ANWB в 2019 году, стоит 130 тысяч тенге.
В Казахстане редкая семья имеет одного ребенка в семье, значит, этот ценник нужно умножить на два или три, что далеко не каждому родителю по карману. Более того, кресла рассчитаны на определенный возраст, по достижении которого нужно купить новое удерживающее устройство.
Так как в законе ничего не сказано про качество удерживающих устройств, то рынок быстро наводнили подобия автокресел – различные бустеры, адаптеры ремня. Некоторые автокресла с натяжкой можно таковыми назвать, так как они изготовлены чуть ли не из пенопласта и только внешне подобны автокреслам. Понятно, что в случае серьезной дорожной аварии они не помогут удержать маленького пассажира.
Для удешевления автокресло могут покупать с рук. Только никто не узнает, бывало ли удерживающее устройство в ДТП. Если да, то оно может обладать скрытым дефектом, который сыграет отрицательную роль при возможной аварии.
Возможно, из-за всеобщего возмущения тема с детскими автокреслами сошла на нет. По ПДД перевозить детей на переднем сиденье можно только при помощи автокресла, а на заднем также применять бустеры или другие удерживающие устройства. По факту же сотрудники полиции закрывают глаза на то, что подавляющее большинство родителей перевозят детей на руках. Поэтому для казахстанцев удивительно, что таксопарки стали проявлять принципиальность в этом вопросе.