Бапановы – художники, чувствующие современно
Каждая работа – визуальная поэзия.
Алибай и Сауле Бапановы – мастера, преданные традиции, и художники, чувствующие и мыслящие современно. Их сюжеты корнями уходят в корпус казахской культуры, а ветвями живут в современных идеях, звуках, ритмах. Их образы восхищают вне зависимости от того, созданы ли они художниками дуэтом или соло. Каждая работа – визуальная поэзия.
Они представили три комплекса работ: в дуэтном исполнении “Фрески кочевников” (техника валяния), соло Алибая Бапанова – “Узоры вселенной” (ткачество), соло Сауле Бапановой – “Дочери номадов” (техника валяния). Тема кочевья – частая гостья в мастерских художников, словно они стремятся уловить все мелодии караванных путей, вжиться в мифопоэтические сюжеты.
Дуэт Бапановых – серия “Фрески кочевников” из шести артефактов из шерсти в технике валяния. Рассмотрим их по отдельности и вместе. 1. Алем (Вселенная, 2019, март, 300Х199). Внутри черного овала живет золотистый. Каждый населен формами разных цветов. Пожалуй, вокруг солнца, с его вечным кипением, располагается темное космическое пространство со знаемыми и незнаемыми объектами. В целом, – это прекрасное нечто. И управляет этим – 2. Танир (Тенгри, 2019, декабрь, 309х200). Верховное божество тюркских народов предстало в виде праздничного разнообразия движущихся форм и красок. Голубое указывает на небо, красное – на энергию жизни, белое и черное – на свет и тень. В этом калейдоскопе вдруг обнаруживаются: всадник, птица, домашние животные, условно изображенные. Земля и Небо (как божество и как часть космоса) неразрывно связаны. Однако Вселенная (населенный мир) лишь часть огромного Млечного пути, представленного в следующем артефакте – 3. Галам (Галактика, 2022, апрель, 320х200) – в виде огромной словно дышащей спирали. И наша земля где-то там затерялась. Маленькая в масштабах галактики и большая для людей. И на ней есть территория, которая зовется – 4. Ана-жер ана (Мать-Земля, 2022, март, 300х200). И это нарядный хоровод больших и малых разноцветных форм (разные локусы?), между которыми видны приметы человеческой жизни. Если вглядеться в эту карту-метафору, то можно увидеть – 5. отдельный Аймак (Область, 2022, декабрь, 310х198), где торжествует яркое сочетание красок. Оказывается, чем внимательнее смотришь на ближний мир, тем больше в нем находишь красоты и радости. Путешествие, начатое художниками, продолжается. И оно приводит к бытию людей, к принципу их существования, к проблеме незыблемого и изменчивого. – 6. Шагылыс жумбагы (Загадка отражений, 2023, декабрь, 305х165). Художники нашли элегантную визуальную модель, простую и убедительную. На вытянутой по вертикали плоскости они расположили друг над другом девять челнов (как вариации идеи), с разным количеством пассажиров. Все в одном море жизни, но трудно понять: плывут ли они в одном направлении? У экзистенциалистов начала 20 века был такой образ: каждый человек вброшен в море жизни без его воли к этому. Он словно утлая лодочка отдан воле волн. Ни он, ни другие не могут прийти на помощь визави во временя бури... слишком высоки волны. Однако наши авторы не оставили человека в одиночестве. При этом название композиции говорит об ином: поколения не могут быть зеркальным отражением предшественников, хотя бы потому, что левое в зеркале видится правым. Неизменное – стагнация. Изменения – диалектика жизни.
Соло Алибая Бапанова. Художник назвал серию из семи гобеленов (родственники алаша) “Узоры вселенной”. Сразу вспоминается Омар Хаям и его фраза: “Весь мир – игра метафор и символов узор”. Надо заметить: и то, и другое здесь присутствуют. Работа воображения может быть стремительной. Однако медленно скользит уток между нитями основы... и месяцы спустя возникает, например, композиция “Туран дала“ (2022, декабрь, 195х275), где сквозь огромное пространство движется тонкой полоской бесстрашный караван. Гобелен красного цвета, чуть заметные вкрапления других цветов придают поверхности ощущение трепета жизни. Красный цвет – символ энергии, борьбы, знак крови, дарующей человеку жизнь. Караван движется слева направо: из прошлого в настоящее и будущее. Он не вытянулся от края до края: значит, история жизни не завершена – люди упорно идут своим путем. Караван расположен в верхней части гобелена, значит: человек – не пылинка на ветру и не мыслящий тростник (Паскаль). Гобелен не только красив. Созданный образ обладает глубоким смыслом.
Интересны три гобелена, сходных и несходных одновременно. Главное отличие: в “Ак дала” (2020, март, 210х200) на белом фоне живут красные фигуры – святая земля и энергия жизни, а в гобеленах “Миф” (2021, февраль, 180х160) и “Оралу” (2022, апрель, 180х190) на красном фоне живут белые фигуры – энергия пространства и ясность жизни. Фигуративные композиции сходны, на первый взгляд. Везде – ярусная структура: внизу верблюд, горб которого напоминает о мировой горе – мифопоэтической модели мира. Склоны горы дают приют коню, корове, барану, птице и человеку. И все же композиции отличаются также как и люди, хотя у всех: голова, торс, руки, ноги. Композиция “Ак дала” насыщена деталями: вокруг персонажей мифа – шанырак, корабль, месяц, нефтяная вышка, собака, серп, кетмень, грузовичок, рыбка, кувшин, даже домашние туфли. Пространство степи плотно заселено прошлым и настоящим, возвышенным и повседневным. И это закон жизни. В гобелене “Миф” лошадь и корова стоят на спине верблюда, чей горб завершается двумя завитками (рога барана), держащими полукружие (ковчег), внутри которого женщина с ребенком и мужчина с веслом, между ними мировое древо, на его вершине птица, на крыльях которой диск со спиралью (вечное кружение по тропам жизни). Так приблизительно виделось далеким предкам устройство мироздания. Красное поле здесь свободно от деталей. В гобелене “Оралу” участников события гораздо меньше чем в “Ак дала”, однако они так густо заполняют пространство, что возникает ощущение плотности жизни, проходящей тогда и сейчас.
Гобелен “Ата бабалар” (2023, март, 185х185) поражает праздничностью цветового звучания. На полосатом красно-черном-синем фоне (вот он – алаша!) расположились белые причудливой геометрии формы, заселенные разного цвета фрагментами орнаментов, птицами, домашними животными, кувшинами и другими деталями. Чудесный дар оставили предки потомкам! Гобелен “Феникс-2”(2023, декабрь, 199х275) – мечтание о возрождении того, что является прекрасной составляющей прошлого. Композиция “Салт атты” (Всадница, 2021, октябрь, 190х190) – черный силуэт внутри белого – словно петроглиф, словно тень на снегу. Чудесный, впечатляющий образ: гордая амазонка на коне. Как ясна мелодия созданных образов!
Соло Сауле Бапановой. Многолетняя творческая работа с таким благодарным материалом как шерсть, выразительными возможностями которой художники (вместе и раздельно) овладели в совершенстве, не могла не привести Сауле Бапанову к мысли делать из нее одежду. Художница создала серию “Дочери номадов” из тринадцати нарядов из шерсти (техника валяния, 2023)– жилеты, жакеты, платья, чапаны (два темных, остальные белые). В тончайшие слои белой шерсти введены редкие, будто акварельные, вкрапления разных цветов, словно нанесенных быстрой и темпераментной кистью. Трудно поверить, что это войлок, настолько он легок и почти прозрачен. Поразительно: рукава, воротники, карманы не пришиты. Они “вплетены” в целое наряда. Художница одним объектам придала монументальность, другим – легкость очертаний. В нарядах удивительным образом сочетаются традиционные формы и личностные интонации, субъективные прочтения узоров жизни, звуки и ритмы сегодняшнего дня, выраженные легкими движениями и цветовых “брызг” или летящими тонкими линиями из темной шерсти. Где того требовала идея добавлялись платья, блузы, брюки из натурального шелка. Без сомнения, эти наряды – то, что называют высокой модой. Девушки в них очаровательны.
Алибай и Сауле Бапановы (и вместе, и раздельно) создают произведения, созвучные дыханию мира, который здесь и теперь. Они выражает не только свои чувства и мысли, но угадывают дух времени. Творческий путь художников – бесконечный поиск языка, сюжетов, силуэтов и колорита, в которых всякий раз по-новому сплетаются национальная манера чувствовать мир и современный ритм ощущений. Легкий рисунок – это хрупкость мира, упругий – его сила. Декоративные цветовые сочетания – радость встречи с красотой мира. Нюансированный колорит – гамма чувств человека, постигающего смыслы вещей, суть событий прошлого и настоящего. Без их произведений трудно представить искусство Казахстана, строящего свое настоящее и будущее.
Без сомнения, произведения Алибая и Сауле Бапановых, выполненные дуэтом (Фрески кочевников) и соло (Алибай – Узоры вселенной, Сауле – Дочери номадов), заслуживают Государственной премии Республики Казахстан в области литературы и искусства имени Абая 2024 года.
Баян Барманкулова искусствовед, независимый исследователь