В гостях газеты LITER Табигат Зейнулкабден.
Фото: Радмир Фахрутдинов/Liter.kz
Накануне учебного года депутаты столичного маслихата провели рейды по школам Астаны на предмет их соответствия правилам безопасности.
В “Гостиной LITER” председатель маслихата Табигат Зейнулкабден поделился своим мнением о том, как создать безопасную среду в учреждениях среднего образования.
– Табигат Кабденович, чем вызвано столь пристальное внимание безопасности школ? Вплоть до проведения выездных совещаний…
– С каждым годом количество школ в Астане становится все больше. Проблема перегруженности уже решена, и это радует. Но как стоит вопрос с безопасностью? Могут ли родители, отправляя ребенка в школу, быть уверенными в том, что его не собьет машина, например? Увы, нет. И проведенные нами выезды это подтвердили.
В ходе выездных совещаний мы посетили ряд школ, чтобы лично оценить состояние прилегающей территории, организацию движения, наличие безопасных переходов и зон высадки детей. Это позволило нам получить объективную картину и учесть реальные потребности образовательных учреждений.
Таким образом, наша главная цель – комплексно повысить безопасность детей вблизи школ и других образовательных учреждений. При этом мы не ограничились точечными проверками: посещали объекты, встречались с руководством школ, анализировали транспортную инфраструктуру и обсуждали с коллегами из других регионов передовой опыт в этом направлении. В частности, состоялся обмен опытом с представителями Алматы, где уже реализованы отдельные меры по обеспечению безопасной среды для учащихся.
– Какие ключевые проблемы были выявлены?
– Основные проблемы касаются как новых, так и действующих объектов. Часто выделенные земельные участки не предусматривают достаточных зон для парковки и безопасной высадки детей, отсутствуют продуманные подъездные пути и пешеходные маршруты. Кроме того, недостаточно синхронизирована работа инженерных сетей и дорожной инфраструктуры, что создает риски перегрузки транспортных потоков около школ.
– Что конкретно предложили депутаты?
– Мы подготовили ряд системных мер. Прежде всего необходимо пересмотреть подходы к выделению земельных участков под школы и социальные объектыс учетом парковок, безопасных зон высадки и посадки учеников. Учет транспортной и пешеходной инфраструктуры необходимо вести еще на стадии проектирования инженерных сетей, чтобы минимизировать риски перегрузки районов.
Обращаем внимание и на то, что по возможности необходимо исключить опасное движение тяжелой техники рядом со школами. Для того, чтобы все требования по детской безопасности исполнялись, их необходимо включить в проект нового Кодекса РК “О строительстве”.
– Когда мы говорим о детской безопасности, не можем обойти вниманием и цифровую составляющую этого вопроса. В частности, как решен вопрос с обеспечением видеонаблюдения в школах? Сегодня это ведь еще и профилактика буллинга…
– Действительно, вопрос по прежнему актуальный. Мы предлагаем создать единую систему синхронизации камер видеонаблюдения внутри и снаружи школ. Это позволит не только вести постоянный мониторинг, но и оперативно реагировать на инциденты.
Спортплощадки, игровые площадки в школьном дворе также должны быть в зоне доступа видеонаблюдения.
Депутатами маслихата было предложено, чтобы за одним полицейским была прикреплена одна школа, но, к сожалению, это физически невозможно. В столице 122 государственные школы, 74 частные и 7 республиканских– штат правоохранительных органов не предусмотрен на такое количество.
– Возвращаясь к обеспечению безопасности в плане дорожного движения. Ведь легче и дешевле изначально предусмотреть создание той или иной инфраструктуры, нежели ломать уже готовое и платить втридорога?
– Поэтому мы рекомендовали государственным органам заранее закладывать средства в бюджет на инженерную инфраструктуру для новых школ и социальных объектов. В противном случае возникает ситуация, когда объект уже сдан, а безопасный подъезд и соответствующие дорожные условия отсутствуют.
– Какие выводы сделаны, и каков план действий на будущее? Как все-таки обеспечить безопасность детям, которые ходят в новую школу, рядом с которой нет ни пешеходных переходов, ни парковок, и в результате вокруг создается автомобильный хаос?
– Во-первых, мы продолжим обследование улично-дорожной сети и транспортных потоков около школ. Во-вторых, будем интегрировать лучший опыт, в том числе наработки Алматы, в нашу городскую систему безопасности. В-третьих, совместно с профильными структурами подготовим конкретные рекомендации, которые будут иметь не разовый, а долгосрочный эффект.
Мы стремимся к тому, чтобы безопасность детей стала стандартом городской политики, а не временной кампанией. Это означает комплексный подход: от проектирования школ и прилегающих территорий до цифрового контроля и своевременного финансирования.