Новости Казахстана Новости мира Интервью Life style Спорт Культура Регионы Amanat
$ 515.89  536.32  5.17

Такси в Казахстане: почему новый закон не гарантирует безопасность?

С 2025 года вступают новые правила для таксистов. 

Такси в Казахстане: почему новый закон не гарантирует безопасность?
Коллаж Liter.kz

С 1 января 2025 года в Казахстане вступят в силу более строгие требования для частных автоперевозчиков. Согласно поправкам в Закон “Об автомобильном транспорте”, владельцы платформ такси обязаны передавать заказы только зарегистрированным водителям, передает Liter.kz. 

Предполагается, что это должно повысить безопасность пассажиров, но эксперты и сами водители уверены, что новые правила столкнутся с серьезными трудностями в реализации.

"Сегодня у нас нет органа, который бы отвечал за эту сферу. Акимат не занимается регулированием такси. Юридически функции есть, но по разным причинам они не выполняются. В результате эта сфера остается без должного контроля", — отмечает председатель республиканской ассоциации служб такси Казахстана Медет Курманов.

Новые требования: что изменится?

С 2025 года все частные перевозчики должны пройти регистрацию, а их автомобили — соответствовать строгим стандартам: регулярный техосмотр, страховка для пассажиров и другие требования. Водители обязаны пройти обучение, сдавать экзамены и следовать правилам брендинга автомобилей. Однако Курманов выражает опасение, что многие водители, работающие через платформы, могут не выполнять эти требования, что напрямую скажется на безопасности пассажиров.

"Закон требует обязательных медосмотров, но кто будет следить за тем, чтобы водители их проходили?" — говорит Медет Курманов.

Проблема, по его словам, не в самом законодательстве, а в его исполнении. Также важной проблемой является система агрегации заказов через такие приложения, как inDrive, Яндекс.Такси и другие. Пассажиры часто не знают, является ли водитель легальным перевозчиком, и не всегда понимают все риски. По словам Курманова, большинство пассажиров обращают внимание только на два фактора — цену и скорость подачи машины, игнорируя важнейшие аспекты безопасности.

"Люди доверяют водителям, но что происходит, когда машины не готовы к дороге, а водители — к поездке? Например, трагедия в Костанайской области, где погибли три учительницы, — это яркий пример того, как отсутствие контроля может привести к фатальным последствиям", — подчеркивает Курманов.

Cмертельная авария и домогательства 

16 декабря этого года в Карасуском районе Костанайской области произошла авария, в которой погибли три женщины-педагога: 35-летняя Карина Лаврик, 48-летняя Луиза Ашаева и 22-летняя Алина Абрамова. Все они направлялись в Костанай на такси, после того как провели праздники среди родных. По предварительной версии, авария произошла из-за того, что водитель фуры заснул за рулем. Помимо этого, пострадали 11-летний мальчик и его мать. Полиция расследует дело по статье 345 УК РК — "нарушение Правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц".

Но проблемы с безопасностью касаются не только ДТП. 10 декабря стало известно про инцидент в Караганде, который привлек внимание к вопросам домогательств в такси. Десятки девушек жаловались на водителя, который манипулировал пассажирками, предлагая пересесть на переднее сиденье, чтобы "выключить датчик" сиденья. Это поведение вызывало подозрения и беспокойство у женщин, которые позже записали видеообращения, предостерегая других пользователей такси.

Компания inDrive.kz, после получения жалоб, извинилась перед пассажирами и заявила, что данный водитель был заблокирован еще в 2023 году. Однако, как выяснилось, нарушитель зарегистрировал новый аккаунт, используя чужие документы, что является нарушением правил сервиса. Это подчеркивает одну из главных проблем — агрегаторы не могут гарантировать полную безопасность пользователей, так как система часто позволяет мошенникам обходить блокировки.

Что будет с физлицами, работающими без ИП?

С 1 января 2025 года вступят в силу изменения, затрагивающие частных перевозчиков, работающих без регистрации в качестве ИП или ТОО. Теперь они обязаны уведомлять государственные органы о своей деятельности и соблюдать все требования, которые ранее касались только официальных перевозчиков: медосмотры, техосмотры, страховка.

"Физлица, работающие без регистрации ИП или ТОО, теперь становятся официальными перевозчиками, но вопрос в том, будут ли они соблюдать требования? Прохождение медосмотров и техосмотров, страховка пассажиров — все это остается на уровне теории", — говорит Курманов.

Однако он также выражает обеспокоенность, что многие водители будут продолжать работать нелегально, несмотря на новые правила. Как агрегаторы будут контролировать соблюдение норм, если многие водители по-прежнему могут игнорировать их, оставаясь вне правового поля?

Вопросы безопасности активно обсуждаются в социальных сетях. Пассажиры начинают осознавать важность выбора легального такси, но также понимают, что водители, работающие без регистрации, создают дополнительные риски.

"Есть нормы, такие как штрафы или даже конфискация автомобилей, но они не применяются. Законодательстве прописано, но его не исполняют. Если государство не будет давить на рынок, ничего не изменится", — добавляет эксперт.

По его словам, несмотря на обещания улучшений, реальная ситуация в такси Казахстана требует тщательной проработки. Важно, чтобы новые законы не остались на бумаге, а начали действовать на практике. Только при должном контроле и ответственности со стороны как государственных органов, так и агрегаторов можно будет надеяться на реальное повышение безопасности пассажиров.

Новости партнеров
×