Безопасность в угоду деньгам: стоит ли вводить налог на тонировку в Казахстане?

В Казахстане тонировка входит в перечень неисправностей и условий, создающих угрозу безопасности дорожного движения.

Самат Бейсембаев

Накануне автоблогер Талгат Итаев заявил, что чиновники якобы рассматривают введение налога на тонировку боковых автостекол. Вопрос неоднозначный, учитывая, что пока затемнять пленкой окна машин в стране запрещено из соображений безопасности. Насколько это мероприятие будет прибыльным для госказны и выгодным для автолюбителей, выяснял корреспондент Liter.kz.

Год назад казахстанский автоблогер Талгат Итаев обращался к Токаеву с предложением ввести налог на тонировку боковых автостекол. Вырученные деньги, с его слов, можно было бы использовать для строительства дорог и соцобъектов. Недавно он вновь поднял эту тему, сообщив, что вопрос обсуждается “наверху”.

Сейчас за тонировку в Казахстане можно получить штраф в размере пяти МРП, или чуть более 15 тысяч тенге. Эти меры были приняты из соображений безопасности, напомнили в МВД. Получается, что по логике тех, кто поддерживает инициативу, если затемнять стекла все же разрешат за определенную плату, то и преступления совершаться не будут? 

Недавно такое нововведение появилось в Кыргызстане, однако и там власти не смогли внятно объяснить, каким образом это снизит уровень преступности. Однако добавили, что это общемировая практика, которая применяется в США, Японии, Китае и т.д.

Водители в соседней республике могут заплатить специальный сбор и ездить один год. Ставка для физических лиц составляет 80 тысяч сом (432 тысяч тенге), для юридических лиц – 100 тысяч сом (545 тысяч тенге), для нерезидентов страны – 120 тысяч сом (654 тысяч тенге). При этом штраф за тонировку без необходимого разрешения составит для физических лиц 22 тысячи сом (119 900 тенге), для юридических – 40 тысяч сом (218 тысяч тенге).

На сегодняшний день в Казахстане насчитывается 4 366 900 единиц автотранспорта, 87,8% из них, или 3 834 100 штук, – "легковушки". Смогут ли они принести казне значительный доход, который покроет расходы на ремонт дорог? С таким вопросом корреспондент обратился к экономисту Марату Каирленову.

Со слов эксперта, бюджет Казахстана составляет порядка 18 триллионов тенге, и поэтому те потенциальные миллиарды, которые могут поступить от налогов на тонировку, не окажут существенного влияния, более того, могут сказаться негативно.

На то, чтобы собрать эти возможные несколько миллиардов тенге, надо будет задействовать трудочасы десятков тысяч полицейских, которые будут устанавливать у кого и какая тонировка на авто и вести какие-то разъяснительные работы, вместо того, чтобы их использовать на борьбу с другими проблемами, – говорит он, добавляя, что пока неизвестна сумма налога, посчитать, какой будет примерный поток денег в бюджет, очень сложно.

Учитывая и падение уровня жизни в стране, подобное нововведение будет невыгодным, считает эксперт.

Учитывая падение уровня жизни в нашей стране до уровня самых бедных стран мира (по доле расходов на продукты питания – прим. ред.), граждане вполне вероятно будут отказываться от тонировки на фоне роста инфляции в этом году, поэтому сборы будут невелики, – замечает он.

Подытоживая, Марат Каирленов, отметил, что от непонятных приоритетов в работе государственных органов раздражение населения будет только нарастать.

Водители к инициативе также относятся неоднозначно, ведь конкретных цифр даже приблизительно никто не называл.

Я бы хотел поставить себе тонировку. Та же защита от солнца. Но тут надо смотреть, какая будет сумма налога, и уже от нее принимать решение делать тонировку или нет, – отвечает столичный водитель Дмитрий Тен.

Пока экономисты подсчитывают возможный доход, полицейские решают вопрос безопасности, а водители ищут свою выгоду, в Комитете госдоходов страны и вовсе опровергают эту информацию.

Эта информация не соответствует действительности. Это фейк. Введение нового налога на тонировку машин не рассматривается, – ответили в ведомстве.

До сих пор тонировка была и остается небезопасной, ведь и полицейским невозможно увидеть, что происходит в самом салоне авто. За нарушение водители ведь и так платят штрафы, однако идут ли они на ремонт казахстанских дорог, неизвестно. Даже если вопрос появится на повестке дня, налог, возможно, изменит ситуацию с точки зрения финансов, но незначительно. Однако как это повлияет на безопасность, все еще непонятно. 

Новости партнеров