Новости Казахстана Новости мира Политика Экономика Регионы Лайфхаки Спорт Amanat

Бибигуль Жексенбай: "Здоровье нации начинается с питания"

10.02.2024, 14:47
Бибигуль Жексенбай: "Здоровье нации начинается с питания"
Фото: Радмир Фахрутдинов

Медики бьют тревогу: показатели здоровья детей и подростков требуют повышенного внимания со стороны взрослых. Всемирная организация здравоохранения регулярно публикует статистические данные, согласно которым в 60% случаев, приводящих к летальному исходу, причиной является прием некачественной пищи. Все чаще у детей стал выявляться сахарный диабет второго типа. Количество детей и подростков, страдающих этой патологией, растет, а само заболевание неуклонно молодеет. В чем причина? Ответ на этот вопрос мы искали в "Гостиной "Литера" с депутатом Сената Парламента Бибигуль Жексенбай.

— Бибигуль Нургалиевна, не так давно Вы выступили с депутатским запросом, где озвучили глобальную проблему — насыщение казахстанского продовольственного рынка некачественными продуктами сомнительного происхождения. Расскажите, что послужило причиной Вашего внимания к этому вопросу?

— Однажды ко мне обратилась женщина из Астаны. Ее ребенок отравился лапшой быстрого приготовления, которую ел всухомятку. На упаковке лапши не было ни маркировки, ни сроков хранения продукта. Встревоженная мать задавала абсолютно адекватный вопрос: кто должен проверять качество продуктов питания в стране? Еще один случай произошел в мае прошлого года, когда десять учащихся средней школы в Алматинской области попали в больницу после того, как поели китайские острые палочки. Департамент санитарно-эпидемиологического контроля сообщил, что во все торговые точки китайские острые палочки поступали без товаросопроводительных документов (фискальный чек, накладная). Торгующими не обеспечивалась прослеживаемость продукции. Были представлены декларации о соответствии, выданные Кыргызской Республикой и Российской Федерацией, которые по имеющейся маркировке только на китайском языке не были идентифицированы с продукцией.
И тогда я стала пристальней заниматься этой проблемой. Сделала запрос в Министерство торговли, выяснилось, что Комитет стандартизации и сертификации, а также другие госорганы, функциональной обязанностью которых является контроль качества продовольственных товаров, реагируют только на конкретные жалобы.
И поэтому в своем депутатском запросе я внесла ряд конкретных предложений по сложившейся ситуации. А именно — необходимо принимать срочные кардинальные меры по контролю качества ввозимых в страну продуктов питания. В частности, речь идет о тех из них, которые доступны детям: конфетах, жевательных резинках, снеках, лапше быстрого приготовления. Они реализуются практически во всех так называемых "магазинах у дома".
Если присмотреться к статистике, в последние годы резко увеличилось количество детей с такими диагнозами, как сахарный диабет, панкреатит, холецистит, аллергия. Эти заболевания возникают на фоне чрезмерного употребления легких углеводов. Страшно подумать, какое поколение мы получим через 20–30 лет. Поэтому необходимо уже сейчас всерьез заняться пропагандой здорового питания.
В последнее время рынок Казахстана заполонили нездоровые продукты неизвестного происхождения. Хуже всего то, что большая часть такой пищи производится на улицах и в подвалах. Даже в Китае доказано, что этот продукт вреден, и на этикетке он указан, как "нездоровая пища". Несмотря на то, что китайские власти принимают жесткие меры в отношении таких производителей, нездоровая пища вторгается на незащищенные зарубежные рынки, в том числе казахстанский.
Согласно законодательству нашей страны каждый продукт должен содержать информацию о производителе, составе и сроке годности на государственном языке. Однако почему-то эти требования не соблюдаются в отношении дешевых, бросающихся в глаза нездоровых продуктов, продаваемых за копейки в магазинах и на рынках.
Но есть и другая сторона проблемы — получить необходимый сертификат на продукцию обходными путями помогают фирмы-помогайки, чьими объявлениями пестрит интернет. Большое количество частных компаний-посредников в этом направлении приводит к увеличению количества некачественных товаров на рынке.
Еще один важный момент, на который я обращаю внимание в запросе, — это реклама нездоровых продуктов питания. Ни для кого не секрет, что сегодня потребители, в том числе дети, являются невольными заложниками рекламы продуктов, содержащих много сахара, соли, жиров и химических добавок. Конечно, хотя реклама и регулируется соответствующими законами, тем не менее практически нет норм, ограничивающих распространение информации о вредных для здоровья продуктах. Около 72% продуктов питания, рекламируемых в нашей стране, относятся к продуктам, запрещенным ВОЗ. Поэтому необходимо максимально ограничить пропаганду нездорового образа жизни, а при необходимости и запретить.
Четвертый момент, требующий вмешательства, — это контроль количества сахара, соли и насыщенных жиров в пище, чтобы обеспечить безопасность ежедневного приема пищи. Согласно Резолюции ВОЗ о содержании сахара и соли в пищевых продуктах, их количество не должно превышать 5%.

— Вы считаете, запрет на реализацию каких-то продуктов даст эффект?

— Речь не идет о запрете. Надо усилить контроль. Что ввозится в страну, какой состав, какие условия и сроки хранения. Начиная с таможни и заканчивая санитарно-эпидемиологическим контролем на местах. Каждый из нас должен стоять на страже здоровья детей. Думаю, многие родители знают, что детям сейчас нравятся китайские острые палочки — они называются латио. Все магазины, находящиеся рядом со школами, торгуют этими непонятными перекусами. Состав продукта неизвестен, нет маркировки на государственном языке. И таких товаров на прилавках становится все больше. По этой причине мы и имеем рост числа детей с заболеваниями печени, поджелудочной железы и прочими.

— А какая практика на этот счет за рубежом? Только ли у нас есть проблемы с ввозом еды-мусора?

— Нам как раз следует обратить внимание на международную практику, где опасная для здоровья вредная еда облагается дополнительным налогом. Практика дополнительного налогообложения нездоровой пищи внедрена в Дании, Эквадоре, Египте, Франции, Венгрии, Мексике, США и других странах. В странах, где введен этот вид налога, 70% производителей и продавцов снизили вредность и дополнительно облагают налогом продукцию. Более того, в дневное время на ТВ, радио и в других средствах массовой информации такие товары не рекламируются.
В Финляндии в результате принятых мер за семь лет уровень неинфекционных заболеваний в стране снизился на 80%, а продолжительность жизни увеличилась на 10 лет по сравнению с 1980 годом. В Венгрии в 2011 году был введен продовольственный налог, что позволило сократить потребление нездоровой пищи на 73%.
В Мексике в 2014 году вместе с налогом на сахар был введен налог на жирную пищу. После первого года исследователи отметили, что покупка высококалорийных продуктов снизилась.
Таким образом, налог на вредную еду — мера эффективная. Но в этом случае можно предпринять действия для того, чтобы полезная еда стала более доступной и привлекательной по цене. То есть если налоги на энергетические напитки позволят снизить цену на кефир — разве это плохо?
В любом случае меры по защите населения от вредных продуктов питания должны приниматься на государственном уровне. Потому что в ближайшем будущем это выльется просто в колоссальную нагрузку на государственный бюджет, в частности на здравоохранение, поскольку лечить сахарный диабет или другие заболевания гораздо дороже, чем заняться сейчас профилактикой. Особого внимания требует проблема распространения неинфекционных заболеваний (НИЗ) среди населения. Большинство этих причин связано с образом жизни и поведенческими факторами, питанием и физической активностью людей.
Поэтому и в депутатском запросе я акцентирую внимание на то, что нужен контроль как за реализацией, так и за рекламой. В настоящее время никто не знает, сколько через границу проходит такой еды. Считаю, что бизнес должен думать, на чем он зарабатывает. Травить собственными действиями детей — это по меньшей мере посягательство на здоровье нации.
В Казахстане число осложнений сахарного диабета с высокой инвалидизацией и летальностью увеличивается с каждым годом. В нашей стране с населением 20 миллионов человек ежегодно проводится 1 894 ампутации ног (5 ампутаций в день) по поводу диабетической ангиопатии. Для сравнения, в Японии (население 127 млн человек) количество ампутаций в год составляет 550. Половина всех гемодиализных пациентов в Казахстане — больные сахарным диабетом. На диспансерном учете состоит 41% больных сахарным диабетом, осложненным диабетической ретинопатией. Куда уж дальше! Эти цифры должны заставить не только задуматься, но и начать действовать.

— Давайте остановимся подробней на маркировке товаров. Что это даст, кроме информации о составе продукта?

— Маркировка пищевых продуктов должна осуществляться в соответствии с рекомендациями Всемирной организации здравоохранения. Речь идет не только об обязательной информации на государственном языке о составе продукта. В 2020 году в Казахстане началось поэтапное внедрение обязательной маркировки товаров. Давайте в двух словах поясним, что такое маркировка. Это наличие специального цифрового кода, идентифицировав который, можно получить всю информацию о продукции: кто ее произвел, что входит в состав, какой срок годности. Пилотный проект начался с табака и постепенно перешел на другие виды продукции. Основной целью маркировки была защита граждан Республики Казахстан от контрафактной продукции и борьба с теневым бизнесом.
Теперь же я поднимаю вопрос о том, чтобы на лицевой стороне этикетки продукта поставить специальный знак, если вредные вещества и калорийность в нем превышают установленную законом норму. Конечно, большой вопрос в том, как это сделать правильно. Чтобы не пугать людей, список таких продуктов нужно будет разрабатывать на основе фактических данных. Кроме того, конечно, правильно обратить внимание на рекомендации ВОЗ, подготовившей такие нормы питания.
Например, какие продукты содержат трансжиры, которые не рекомендуются людям с сердечно-сосудистыми заболеваниями. Люди должны знать об этом. Конечно, важным шагом является обеспечение того, чтобы этикетка продукта содержала информацию, необходимую человеку для принятия обоснованного решения о покупке. Важно, чтобы такая предупреждающая информация была разборчивой. Сегодня состав пищевого продукта пишут такими мелкими буквами, что невозможно понять, о чем идет речь. Такая маркировка должна быть аналогична сигаретам: как показывает опыт, это сработало.

— А какие продукты, на Ваш взгляд, могут выступить альтернативой вредной еде?

— Полезных продуктов у нас всегда было много, но они со временем забылись. Почему бы не давать в школах детям айран, шубат, кумыс? Во время посещения воинских частей заметила, что в рационе солдат гречка уже не занимает первое место, а ведь это полезнейшая крупа, богатая всеми необходимыми витаминами!
Мы очень быстро отказываемся от полезного в пользу опасных продуктов. С недавних пор стали говорить, что молоко вредно, много лактозы и так далее. А ведь в Японии на протяжении 50 лет после ядерных испытаний детям в школах давали молоко, и таким образом вырастили здоровую нацию. Сейчас в Китае в школах ученикам дают натуральное молоко. Знаю конкретные случаи, когда китайские бизнесмены интересовались покупкой настоящего молока в Казахстане. Причем их стандарты — натуральное молоко, а не сухой порошок, как это принято у некоторых наших производителей. Эти страны всерьез обеспокоены оздоровлением нации. Поэтому и нам следует вернуться к хорошо забытому старому, взяв оттуда самое ценное, питательное и полезное.
Во время одного из объездов территории Астаны мы с группой депутатов посетили местные теплицы. Так вот, они покрывают всего 15% потребностей столицы. Все остальное на прилавках — ввозимые из-за границы, обработанные химикатами для длительного хранения "пластмассовые" овощи и фрукты.
И тут опять вопрос к Правительству — а почему бы не поддержать местных сельхозпроизводителей, не дать им льготы, субсидии и возможность обеспечивать город своей продукцией? И такая практика должна быть в каждом городе страны. Алматинские фермеры, к примеру, говорят, что крупные супермаркеты не заинтересованы в их продукции, потому что закупают для реализации только красивые глянцевые фрукты. Но мы все же понимаем, что за такой красотой нет ни грамма витаминов.
Вообще, начиная со школьной скамьи, надо обучать детей культуре питания. Проводить регулярные и эффективные информационные кампании по здоровому питанию.
Людям необходимо рассказывать о вреде некоторых компонентов пищевых продуктов. Раньше так поступали с табаком, по аналогии надо делать и с едой, ведь от этого во многом зависит здоровье человека. Многие заболевания неинфекционной природы вызваны вредными продуктами и неправильным питанием.

— Раз уж мы заговорили о здоровье нации, хорошо бы обратить внимание и на доступность физической культуры. Сегодня спортивные секции в основном платные, не каждый может позволить себе оплачивать их. А ведь здоровье — это питание и физическая активность...

— Совершенно верно. Я несколько лет прожила в Норвегии и обратила внимание на то, что в их больницах не очень много встретишь пожилых людей. Поступают только с травмами, экстренные случаи и так далее. Оказывается, это результат профилактических мер, направленных на здоровье населения. Пожилые люди имеют доступ в фитнес-залы с большими скидками, либо и вовсе бесплатно. Это государству выгодней — субсидировать физзанятия, чем содержать большое количество пациентов в больницах. Такой практичный расчет, но приносящий пользу всем.
Что касается физкультуры в школах — на мой взгляд, как школьная дисциплина она должна быть ежедневной, причем чаще проходить на свежем воздухе. Когда ребенок физически здоров, он лучше будет воспринимать любую информацию. Поэтому физкультуре надо уделять больше внимания, чем даже математике или другому предмету.

Забота о здоровье нации — наше главное направление", — отметил Президент Касым-Жомарт Токаев в Послании народу Казахстана "Экономический курс Справедливого Казахстана". В этом направлении нам и предстоит двигаться.
Инвестиции в улучшение здоровья, образования и благополучия детей приносят обществу значительную отдачу. Мы не должны приносить детей в жертву коммерческому маркетингу. Ни один бизнес не стоит того, чтобы наживаться на самом главном — здоровье будущего поколения.

Миргуль Джилкишинова, Астана

Новости партнеров
×