Сколько стоит строительство дорог в Казахстане на самом деле
Строители считают, что финансирования не хватает, а политолог говорит, что воровать надо меньше. Свыше триллиона тенге выделено в 2020-2021 годах на строительство, ремонт и содержание дорог в Казахстане. Liter.kz попытался выяснить дорого ли это, и можно ли снизить ценники.
По данным Министерства индустрии и инфраструктурного развития РК, в 2020 году на строительство, ремонт и обслуживание дорог в Казахстане выделено 675 млрд тенге. Из них на дороги республиканского значения потратили 437 млрд тенге. В 2021 году на эти цели заложено 621 млрд тенге.
В 2020 году введено в эксплуатацию 2,6 тысяч километров дорог, а на 2021 год запланирован ввод 1,2 тысяч километров.
В ведомстве отметили, что средняя стоимость строительства одного километра дороги первой категории (четыре полосы и больше) составляет 800 млн тенге. Вторая категория стоит дешевле – 400 млн тенге за один километр. В МИИР уточнили, что это совсем усредненные данные, факторов слишком много. Цифры в разных регионах могут отличаться.
В BI Group отмечают, что стоимость строительства дорог в Казахстане одна из самых низких в мире. В среднем один километр дорог будет стоить 1,1 млн долларов (470 млн тенге).
По данным компании, стоимость строительства одного километра трассы «Нур-Султан – Щучинск» составила 5,3 млн долларов (2,2 млрд тенге). Но дороги категории ниже и с другим покрытием стоили гораздо дешевле – километр «Костанай – Карабутак» обошелся в 740 тысяч долларов (316 млн тенге).
В НК «КазАвтоЖол» подтвердили, что в каждом регионе цены отличаются. Разниться даже будет строительство и ремонт в городе и за его пределами.
«В городах другие строительные нормы и правила строительства. В городских условиях как правило необходим перенос коммуникаций, из-за чего стоимость может быть значительно дороже, а протяженность короче. За городом стоимость строительства меняется за счет дальности возки основных строительных материалов», – объясняет директор департамента развития бизнеса, информатизации и стратегического планирования НК «КазАвтоЖол» Рустам Исаев.
По его словам, государство выделяет недостаточно средств на содержание. Если бы денег закладывали в нужном количестве, то качество дорог было бы выше, а время эксплуатации бы увеличилось.
В качестве примера Рустам Исаев привел Акмолинскую область. В 2020 году на содержание дорог в регионе выделена гораздо меньшая сумма, чем по нормативам финансирования на один километр. По каждой категории дорог государство заложило в среднем на 33% меньше денег.
В содержание дорог входит очистка от снега (зимой) и мусора, нанесение разметки, установка знаков, а также ямочный ремонт. Реконструкция, текущий, средний и капитальный ремонты не входят в содержание дорог.
Генеральный директор BI Infra Construction Дархан Рахимов считает, что дешевле строительство дорог уже не станет. Можно снизить ценник на момент строительства, но в течение 20 лет государство будет тратить на ремонт гораздо больше.
«Например, мы говорим, что нужно 10 миллионов долларов, и дорога эта будет существовать 25 лет. В течение этого времени мы вложим еще пять миллионов долларов на обслуживание и содержание. Итого получится 15 миллионов долларов. Но если на стадии строительства выделить пять миллионов долларов, то в течение 25 лет придется вкладывать еще 20 миллионов», – заявил Дархан Рахимов.
По его словам, в развитых странах стоимость дороги рассчитывают с учетом всех инвестиций – строительство и эксплуатация в течение как минимум двух межремонтных сроков. То есть в долгосрочной перспективе дорога, на строительство которой выделили больше денег, будет дешевле.
Он привел в пример цементобетонные дороги. Сам цементобетон дороже на 20%, но его долговечность по сравнению с асфальтобетоном больше в 2,5 раза.
Собеседник Liter.kz также поднял вопрос казахстанского содержания в сфере автодорожного строительства. Сама дорога, действительно, возводится из материалов отечественного производства. Но вот техника у строительных компаний импортная.
Естественно, расчет с зарубежными производителями происходит в долларах. С учетом падения курса тенге по сравнению с, к примеру, 2010 годом обновление и ремонт техники теперь обходится гораздо дороже.
«Самосвал как стоил в 2010 году 60 тысяч долларов, так и сейчас стоит. Только тогда это было девять миллионов тенге, сейчас – 26», – приводит пример Дархан Рахимов.
В свою очередь, политолог Ермухамет Ертысбаев полагает, что причиной некачественных дорог в стране является не недостаточное финансирование, а коррупция в этой сфере.
«Для определенной части людей, чиновников, строительных компаний это крайне выгодно – каждый год заниматься ремонтом дорог», – заявил политолог.
В ноябре 2020 года аким Актюбинской области Ондасын Уразалин заявил, что на ремонт части дорог в регионе не хватило денег, выделенных из республиканского бюджета. И маловероятно, что в ближайшее время получится привести их в порядок.
Ранее Президент РК Касым-Жомарт Токаев поручил реконструировать все дороги республиканского значения к 2025 году.