Архитектор-урбанист о транспорте, децентрализации и роли самих жителей в развитии городов.
Фотоколлаж Liter.kz
Казахстанские города стремительно меняются. Алматы и Астана растут за счет внутренней миграции и естественного прироста, но инфраструктура не всегда успевает за этим ростом. Перегруженные дороги, недостаток качественных общественных пространств, дисбаланс между развитием столичных и региональных центров – все это становится частью повседневности для горожан. В мировой практике многие мегаполисы уже прошли через схожие вызовы: перенаселенность, транспортные пробки, экологические риски. Решения нашли в развитии полицентричности, приоритете общественного транспорта и создании комфортных условий для пешеходов и велосипедистов.
Фото: istockphoto.com
В своем Послании "Казахстан в эпоху искусственного интеллекта: актуальные задачи и их решения через цифровую трансформацию" президент Казахстана отметил, что неконтролируемая внутренняя миграция создает колоссальную нагрузку на инфраструктуру крупнейших городов. Только за последние три года население Астаны выросло более чем на 250 тысяч человек, из них почти 100 тысяч – за один прошлый год. Сегодня столица фактически обслуживает 1,9 млн жителей при официальной численности 1,5 млн. Более 400 тысяч человек – эквивалент целого среднего города – выпадают из городских планов. Под угрозой оказываются системы теплоснабжения и водообеспечения, школы и поликлиники работают на пределе, а до 60% бюджета столицы уходит на социальные расходы.
Фото: istockphoto.com
Сегодня в Казахстане важно перенимать этот опыт и адаптировать его к национальным реалиям. Вопрос не только в удобстве перемещений, но и в том, чтобы города становились более устойчивыми и привлекательными для жизни. Это напрямую связано с экономическим развитием страны: именно города становятся центрами притяжения талантов, инвестиций и инноваций. При этом без комплексного подхода – децентрализации, поддержки регионов и вовлечения жителей в планирование – нагрузка на мегаполисы будет лишь расти.
Фото: istockphoto.com
О том, какие шаги могут изменить будущее казахстанских городов, журналисты Liter.kz поговорили с архитектором-урбанистом Владиславом Филатовым.
– Какие мировые примеры могут быть полезны Казахстану для решения проблем мегаполисов?
– Наиболее ярким примером для развития городов я считаю города Европы. В первую очередь за то, что там сильно развита полицентричность и районы связаны между собой магистральным общественным транспортом. Очень часто трамвай может соединять несколько соседних городков, что исключает постоянные поездки на автомобиле. Следует делать упор на пешеходизацию, велосипедизацию и проектирование городов для перемещения больших масс людей на общественном транспорте всех видов.
– Какие тренды урбанистики Вы считаете наиболее полезными для развития городов Казахстана?
– В первую очередь – тренд к децентрализации. Человек должен иметь возможность жить и решать все свои дела в своем районе или даже на малой родине, без необходимости тратить часы на дорогу.
– С какими основными вызовами сталкиваются казахстанские города при быстром росте населения?
– Главные города страны сталкиваются с неготовностью инфраструктуры принимать большое количество людей.
– Какие транспортные проблемы сегодня наиболее заметны в крупных городах и как их можно решить?
– Решения требуют большие инвестиции: магистральный общественный транспорт и развитие велопешеходной инфраструктуры. В условиях плотной застройки невозможно создать пространство для всех желающих ездить на авто. Но место для общественного транспорта и велодорожек можно найти всегда, если мыслить не категориями "пропускной способности машин", а "провозной способности улицы" в людях.
– Что это значит на практике?
– В современной урбанистике принято рассчитывать улицы именно по провозной способности. Автомобиль редко используется по полному потенциалу: чаще всего в нем один водитель. Автобус или трамвай занимают больше места, но перевозят в десятки раз больше людей. Трамвай, например, может "провезти" больше сотни пассажиров, а некоторые модели сопоставимы по вместимости с составами метро. Велосипедисты и самокатчики занимают минимум пространства, легко заменяют короткие поездки и даже могут развозить посылки или еду.
– Как развитие общественного транспорта и альтернативных видов передвижения может изменить города к лучшему?
– Это позволит значительно повысить эффективность перемещений, снизить зависимость от автомобилей и улучшить экологию.
– Какие изменения в общественных пространствах могли бы улучшить качество жизни казахстанцев?
– Важнейший фактор – вовлечение жителей. Это помогает оттачивать работу городских служб и повышает прозрачность бюджетных трат.
– Что, на Ваш взгляд, станет главным фактором устойчивого развития казахстанских городов в ближайшие годы?
– Развитие всей страны равномерными темпами, пусть и не очень быстрыми. Казахстанцы должны хорошо жить не только в трех главных городах, но и в остальных областных центрах и селах. Это снимет нагрузку с мегаполисов и вдохнет жизнь в глубинку.