Новости Казахстана Новости мира Интервью Life style Спорт Культура Регионы Amanat
$ 522.91  548.85  5.05

Быть не только сырьевой страной

04.01.2024, 12:45
Быть не только сырьевой страной

Завершается 2023 год, основные итоги развития казахстанского бизнеса и предпринимательства, а также ожидания на будущий год — об этом мы беседуем с Муратом Амриным, заместителем председателя правления НПП "Атамекен".

— Мурат Амангельдиевич, если говорить об итогах уходящего года, какие ключевые факторы вы бы отметили?

— Большой акцент необходимо сделать на геополитической обстановке во всем мире. Ее влияние затронуло и нашу страну. Это непосредственно привело к высокой конкуренции отечественных товаров, работ и услуг как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Данные условия "заставили" затянуть пояса отечественных производителей, и бизнес в диалоге с Правительством обсуждает и предлагает новые пути решения своих проблем для обеспечения сохранности стабильной работы предприятий, рабочих мест и налоговых поступлений.
Также мировое давление непосредственно сказалось на логистике. Границы стали закрываться, санкционная политика по отношению некоторых стран стала жестче, конкуренция выросла в разы, что привело к возобновлению непривычных направлений перевозок, поиску альтернативных маршрутов, и в целом это сказалось на повышении себестоимости логистики.
Среди ключевых итогов развития экономики в целом и предпринимательства необходимо отметить Послание Главы государства "Экономический курс Справедливого Казахстана", в рамках которого обозначены новые задачи экономического развития, в реализации которых частное предпринимательство будет играть ведущую роль.
За последние пять лет численность занятых в субъектах МСП увеличилась на 24% — до 4,1 млн человек в 2022 году, а доля занятых в сфере МСП в общей численности занятого населения Казахстана составила 45,8%.
Необходимо отметить, что в апреле 2022 года утверждена Концепция развития малого и среднего предпринимательства до 2030 года. Среди ключевых ее направлений — создание стимулов для роста средних компаний. Так, к 2025 году доля средних компаний в ВВП должна увеличиться до 15%, к 2030 году — до 20%.

— В Национальной палате "Атамекен" вы курируете вопросы обрабатывающей промышленности. Какова ситуация в этой отрасли?

— На 1 декабря 2023 года в Казахстане действует свыше 20 тысяч предприятий обрабатывающего сектора. Это самая разнородная отрасль из всех секторов экономики, которая состоит из 24 различных сфер: от производства мебели до инженерных конструкций. Здесь трудятся более 613 тысяч человек.
За последние годы темпы роста обрабатывающей промышленности Казахстана были обеспечены преимущественно за счет расширения участия страны в мировых сырьевых рынках (базовые металлы и материалы).

Уже сегодня часть казахстанских производителей покрывает свыше 40% потребности рынка. И эта цифра ежегодно небольшими темпами растет. Сумма выплаченных налогов в обрабатывающем секторе за последние шесть лет составила 10,7 трлн тенге.

Тем не менее, в настоящее время доля обрабатывающей промышленности в ВВП составляет всего лишь порядка 13%, хотя в международной практике эта доля достигает 20%, в некоторых странах и 35%. Вместе с тем доля таких отраслей, как легкая и мебельная промышленность, в ВВП составляет менее 1%.

Наши производители строго выполняют требования по обеспечению встречных обязательств, включая создание новых рабочих мест, повышение локализации и выплату налогов. Более того, они составляют достойную конкуренцию импорту. Многие предприятия работают на самом передовом и высокотехнологичном импортном оборудовании.

Но, несмотря на многочисленные усилия бизнеса, госорганами ведется слабая работа по поддержке сбыта и обеспечению офтейк-контрактами. Необходима поддержка со стороны Правительства по созданию иных условий для отечественных компаний, так как конкурировать с зарубежными компаниями сложно ввиду "благоприятных" условий для производства в их странах.

Глава государства ставит конкретные задачи по развитию отечественного производства и применению казахстанской продукции в рамках национальных проектов. Однако при реализации отдельных проектов не в полной мере учитываются соответствующие поручения. К примеру, в Казахстане реализуется большой национальный проект "Комфортная школа". На его реализацию выделено более 2 триллионов тенге. Мы видим, что есть бюджет, но "хромает" исполнение. Уже видна "заточка" техспецификаций на иностранные компании.
Я вижу здесь большое упущение в том, что в данном проекте практически не задействован уполномоченный госорган — Министерство промышленности и строительства, которое отвечает и за строительство, и за развитие отечественного товаропроизводства. Оно должно бить в колокола, что в рамках данного нацпроекта используются минимальные возможности отечественных товаропроизводителей.

Мы совместно с единым оператором проекта достигли договоренности о том, что 90% необходимой мебели будет закупаться у казахстанских компаний, но и здесь есть вопросы. У бизнеса до сих пор нет конкретных параметров, какой должна быть мебель. Этот вопрос мы поднимали неоднократно вплоть до уровня Правительства. Аналогичная ситуация по фасадным материалам. Бизнес просит предоставить им четкие требования, чтобы правила игры были ясны и равны для всех.

— В ходе совместного заседании палат Парламента от 1 сентября 2022 года Глава государства поручил разработать новый Закон "О государственных закупках". Предприниматели — неотъемлемые участники этого процесса. Принимаете ли вы участие в разработке нового Закона? Если да, то какие предложения выдвигает Нацпалата?

— Общий объем регулируемых закупок за 2023 год составил порядка 24 трлн тенге — это значительный потенциал для поддержки отечественных производителей, повышения внутристрановой ценности, обеспечения сбыта и сохранения занятости. Однако доля участия отечественных товаропроизводителей в закупках составляет не более 30%.
Да, НПП "Атамекен" и бизнес принимают активное участие в разработке нового Закона. Но, несмотря на это, ряд вопросов в проекте остаются нерешенными. Это кабальные условия договоров со стороны квазигосударственных и государственных учреждений для бизнеса. Согласно действующему законодательству о государственных закупках, заказчик может отказаться от договора в одностороннем порядке, ссылаясь на дальнейшую его нецелесообразность.

В равной степени несоразмерным является одностороннее расторжение договора при просрочке исполнения договорных обязательств, когда заказчики пользуются данным правом в противоречие с правилами осуществления гражданских прав, установленных Гражданским кодексом.

Кроме того, если поставщик откажется от договора, то ему грозят штраф, возмещение убытков, репутационные потери и будущие проблемы участия в государственных закупках, тогда как у заказчиков таких рисков нет. Вопрос усиления ответственности недобросовестных заказчиков в проекте Закона не предусмотрен.
В целях поддержки отечественных производителей в госзакупках были установлены изъятия из национального режима по 7 видам товаров (в частности, товары легкой, мебельной

Однако изъятие распространяется только на товары. Некоторые заказчики в обход данного требования проводят закуп товаров, изъятых из национального режима, под видом работ и услуг у поставщиков, не имеющих индустриального сертификата. Соответственно заказчики имеют возможность умышленного ухода от закупа отечественного товара.
В настоящее время порядок применения изъятий включен в профиль рисков камерального контроля. Теперь подобные процедурные нарушения в закупках будут отслеживаться территориальными органами внутреннего госаудита. В случае обнаружения нарушений закупка будет отменена.

— В связи со сложной геополитической ситуацией вопросы логистики стали в уходящем году едва ли не самыми важными для развития не только бизнеса, но и всей страны. Как решалась эта проблематика, удалось ли бизнесу адаптироваться к изменившимся реалиям?

— В целом транспортная отрасль столкнулась с новыми вызовами задолго до введения санкций. Логистический кризис начал формироваться во время пандемии коронавируса, когда нарушились цепочки поставок, а тарифы на перевозки стали стремительно расти.

Сегодня в сфере транспорта произошли глобальные изменения, и задача Нацпалаты — создать условия для повышения качества перевозок.
В связи с санкционными мерами в отношении РФ Казахстан предпринял оперативные меры по предотвращению разрыва логистических цепей поставок грузов, прорабатывая варианты возможных последствий и влияния санкций на транзитно-транспортный потенциал.

В частности, проведена переориентация грузопотока на Транскаспийский международный транспортный маршрут (ТМТМ), который сейчас показывает положительную динамику роста.
Новые вызовы по увеличению грузопотоков через Казахстан подчеркнули проблемы в пропускной способности транспортной инфраструктуры страны, решение которых потребует существенных инвестиций.

Необходима масштабная модернизация ключевых направлений и устранение "узких мест" для исключения отрицательных последствий для экономики страны. Отечественное бизнес-сообщество заявило о готовности инвестировать в железнодорожную инфраструктуру во время встречи с Главой государства.

В текущих реалиях сложности в логистике испытывают и автотранспортные компании, решению проблем которых Правительство и НПП уделяют особое внимание. Для развития международных перевозок и обновления парка седельных тягачей принято решение об освобождении от уплаты утильсбора и первичной регистрации, что показало положительный рост в обновлении автопарка.

С момента введения нормы более 1 тысячи автотранспортных средств ввезено в Казахстан, что позволило снять финансовую нагрузку с бизнеса на сумму порядка 3 млрд тенге.
Вместе с тем с учетом развития альтернативных маршрутов возросла необходимость в увеличении обмена в разрешительных документах с иностранными государствами, а также усилении позиций по защите национальных перевозчиков.

— Как антироссийские санкции повлияли на казахстанский бизнес?

— Безусловно, введение антироссийских санкций привело к изменениям в производственно-логистических цепочках поставок санкционных товаров. Границы стали закрываться, санкционная политика по отношению некоторых стран стала жестче, конкуренция выросла в разы, что привело к возобновлению непривычных направлений перевозок, поиску альтернативных маршрутов, и в целом это сказалось на повышении себестоимости продукции.

Помимо этого, нестабильный курс рубля продолжает оказывать давление на конкурентоспособность нашей продукции. В данных условиях мы совместно с отечественным бизнесом и Правительством вырабатываем новые пути решения проблем, которые стоят перед ними, чтобы хоть как-то "оставаться на плаву" и развивать новые ниши.
Стоит очень сложная задача — сохранить стабильность цепочки поставок в условиях геополитической неопределенности. Да, санкционная политика несет риски и угрозы, но и дает ряд преимуществ для роста отечественной экономики.

В этой связи основными задачами в новом году нужно акцентировать внимание на следующих направлениях: цифровизация перевозочного процесса; законодательное урегулирование инвестирования в транспортную инфраструктуру; развитие контейнерных перевозок.

Сейчас, на мой взгляд, важно принимать взвешенные решения с учетом геополитической ситуации. Сложившаяся ситуация с санкциями для Казахстана может быть палкой о двух концах. С одной стороны, географическое расположение нашей страны в соседстве с Россией и общее членство в ЕАЭС, взаимосвязанная инфраструктура и торговые отношения сыграли свою роль на моментальное распространение всех негативных проявлений в России на Казахстан.

С другой стороны, данные обстоятельства могут послужить импульсом для развития Казахстана и формирования своего рода хаба в центральноазиатском регионе евразийского развития.

— Какие, по вашему мнению, основные вызовы стоят в новом 2024 году?

— Необходимо поэтапно перестраиваться и перенести акцент на увеличение производства товаров с наиболее высокотехнологичной сложностью, ориентированных как на мировую, так и на внутреннюю торговлю. Большую работу необходимо провести и по совершенствованию законодательства, поскольку в текущих реалиях отечественные товаропроизводители в полной мере не защищены от влияния импортных товаров, внезапных изменений закупочных цен на сырье, форс-мажорных ситуации и т. д. Нужен отдельный Закон, направленный на политику импортозамещения.

Мы надеемся, что Правительство в рамках государственных закупок и квазигоссектора примет жесткие, четкие меры по привлечению к ответственности нерадивых заказчиков, которые предпочитают импорт отечественным товарам.

Для качественной и корректной работы комиссии по контролю внутристрановой ценности, а также в рамках исполнения послания Президента по достижению доли казахстанского содержания в 60% в регулируемых закупках в течение трех лет считаем необходимым пересмотреть, актуализировать, а также расширить полномочия действующего Регламента комиссий по контролю внутристрановой ценности. Также необходимо разработать единый механизм заключения офтейк-контрактов в госзакупках, закупках отдельных субъектов квазигосударственного сектора.

Работа комиссий по контролю внутристрановой ценности в регулируемых закупках позволила бы повысить ответственность заказчиков за счет поддержки отечественных товаропроизводителей при реализации нацпроекта "Комфортная школа" и реализации строительно-монтажных работ, финансируемых из бюджетных средств.

Для повышения доли внутристрановой ценности в закупках отдельных субъектов квазигосударственного сектора требуется усилить меры поддержки отечественных товаропроизводителей по аналогии с моделью Реестра товаропроизводителей Фонда в закупках АО "ФНБ "Самрук-Казына", согласно которому предусмотрен приоритетный порядок закупок, освобождение от всех видов обеспечений, в том числе возврата аванса, а также расчет в течение 5 рабочих дней.

Время не стоит на месте. Вызовов перед бизнесом и Нацпалатой становится все больше. И мы готовы их принять.

Наша общая цель — в том, чтобы для будущих поколений Казахстан был не только сырьевой страной, но и реальным производителем.

Новости партнеров
×