Новости Казахстана Новости мира Интервью Life style Спорт Культура Регионы Amanat
$ 502.83  545.37  5.95

Чем выше налог, тем больше соблазн его не платить. Мнение эксперта

Эксперт обозначил главные риски налоговой реформы Казахстана.

17.02.2025, 13:06
Чем выше налог, тем больше соблазн его не платить. Мнение эксперта
Фотоколлаж Liter.kz

В Казахстане обсуждается реформа налога на добавленную стоимость (НДС), которая включает его повышение с 12% до 16% и введение дифференцированных ставок. Эти меры могут повлиять на экономику страны, особенно на малый и средний бизнес, а также изменить налоговую нагрузку на граждан. Подробнее на Liter.kz.

Рост НДС: кому это выгодно?

Финансовый аналитик Расул Рысмамбетов в беседе с корреспондентом Liter.kz отметил, что рост НДС с 12% до 16% неизбежно окажет влияние на конечного потребителя.

“Цены поднимутся, и вопрос не в 3% инфляции, а в цепочке эффектов. Кто-то заложит налог в цену, кто-то сократит персонал, кто-то уйдет в тень”, – сказал он.

Малый и средний бизнес пострадает сильнее, чем крупные компании.

“В любом случае, малый и средний бизнес пострадает больше крупных игроков, у которых и так хватает инструментов оптимизации. Может, это и есть усложнение регулирования, в результате которого выжившие укрепятся”, – заметил эксперт.

Дифференциация ставок: облегчение или хаос?

Как уже отмечалось ранее, правительство намерено придерживаться четкой и упрощенной системы налогообложения, чтобы избежать сложностей с администрированием. В предложенной системе будут действовать следующие ставки: 16%, 10%, 0% или полное освобождение от НДС.

“Как вы знаете, НДС – один из ключевых источников пополнения бюджета. Он составляет 25% от его общего объема. Повышение и дифференциация ставки позволит нам сделать финансовую систему устойчивее”, – пояснил вице-премьер, министр национальной экономики Серик Жумангарин 11 февраля на брифинге в правительстве.

Между тем Расул Рысмамбетов считает, что дифференциация ставок НДС в Казахстане – “штука неоднозначная”.

“В теории снижение ставки для отдельных отраслей облегчит жизнь бизнесу, но в реальности администрирование станет сложнее. Чем больше разных ставок – тем больше вопросов у налоговиков и бухгалтеров, тем выше вероятность ошибок и споров”, – заметил он.

В идеале, по мнению финансового аналитика, это должно поддержать медицину, образование, аграрный сектор, но если список начнут расширять бесконтрольно, бюджет потеряет больше, чем заработает.

Между тем эксперты в сфере медицины напротив считают, что увеличение с текущей нулевой ставки до 10% НДС для сферы здравоохранения грозит ростом цен на медицинские услуги, лекарства, лабораторные исследование. Как следствие, в казахстанцы будут платить больше, а доступность медицины сократится. Подробнее читайте здесь. 

Однако аналитик Расул Рысмамбетов, напротив, считает, что промежуточная ставка 10% для социально значимых отраслей даст передышку населению. Однако есть “но”:

“Если говорить о промежуточной ставке 10%, логично включить туда социально значимые отрасли: лекарства, продовольствие, коммуналку, образование. Это даст передышку населению, но все упирается в администрирование. Чем сложнее система, тем выше риски злоупотреблений, так что важно держать баланс между поддержкой отраслей и управляемостью налоговой системы”, – заметил он.

Теневая экономика: двоякий эффект

Что касается теневой экономики, то здесь, по мнению Рысмамбетова, эффект двоякий. С одной стороны, снижение ставки в отдельных секторах может вывести часть бизнеса из тени, но если общий уровень налоговой нагрузки вырастет, народ начнет искать новые лазейки.

“Чем выше налог, тем больше соблазн его не платить – это аксиома”, – заявил он.

Международный опыт

Во многих странах применяется дифференцированный НДС, но его администрирование требует строгого контроля. Например, в Германии действует сложная и многоуровневая система налогообложения, охватывающая как юридических лиц, так и индивидуальных предпринимателей (ИП). Там НДС составляет 19%, пониженная ставка 7% применяется к определенным товарам и услугам. ИП обязаны регистрироваться как плательщики НДС и регулярно подавать декларации, если их годовой оборот превышает определенные пороговые значения. В Великобритании действует общеустановленная ставка НДС в пределах 20 процентов, при этом еще работают в стране льготные ставки НДС для отдельных категорий товаров и услуг.

В России повышение НДС с 18% до 20% в 2019 году привело к скачку инфляции и росту теневого сектора. В некоторых странах из-за сложных налоговых систем увеличились схемы уклонения от налогов и коррупционные риски.

Главные риски реформы

Любая налоговая реформа несет в себе определенные угрозы. Расул Рысмамбетов выделил те, которые по его мнению, могут “выйти боком” населению:

  • Рост инфляции. Увеличение НДС приведет к удорожанию товаров и услуг, что ударит по населению.
  • Уход бизнеса в тень. Чем выше налог, тем больше стимулов у предпринимателей искать схемы его обхода.
  • Сложность администрирования. Разнообразие ставок усложнит работу налоговых органов, создавая почву для коррупции.
  • Снижение инвестиционной привлекательности. Нестабильность налоговой политики может отпугнуть инвесторов, что негативно скажется на экономическом развитии страны.

“Эти риски решаемы, если держать в голове, что это не чисто налоговая реформа, а бюджетно-налоговая, а значит, изменения должны быть проведены везде. Казахстану важно не наступить на те же грабли, что и другие страны, где усложнение НДС приводило к росту коррупции и злоупотреблений. Если делать реформу, то с четким расчетом и без иллюзий, с активной коммуникацией”, – резюмировал эксперт.

Реформа НДС – это не просто изменение налоговых ставок, а вопрос баланса между интересами бизнеса, государства и общества. Без четкого плана и контроля такие изменения могут принести больше вреда, чем пользы. Чтобы избежать негативных последствий, важно учитывать международный опыт, грамотно администрировать ставки и выстроить эффективную систему налогового контроля. 

Новости партнеров
×