Технические специалисты Казахстана начали анализировать данные из "черных ящиков" самолета.
Трое следователей из Казахстана, а также специалисты из Азербайджана и России прибыли в Бразилию для проведения дальнейших расследований. Это связано с направлением "черных ящиков" разбившегося под Актау самолета в Центр расследования авиационных происшествий (CENIPA), передает Liter.kz.
Сообщается, что Бразилия активно сотрудничает с расследованием, так как самолет Embraer-190 был произведен в этой стране. На данный момент специалисты работают над извлечением и анализом информации, содержащейся в бортовых самописцах. Эти данные включают записи голосов пилотов и информацию о состоянии самолета на протяжении всего маршрута до момента катастрофы.
Центр расследования авиационных происшествий Бразилии (CENIPA) сможет создать виртуальную графическую модель происшествия, что поможет воссоздать события и понять, что именно произошло. Итоги бразильского анализа будут опубликованы в окончательном отчете, ответственность за который возложена на Казахстан.
Технические данные из "черных ящиков" помогут разобраться в причинах сбоя при аварийной посадке, а также выяснить, почему самолет Azerbaijan Airlines, вылетевший из Баку в Грозный, изменил маршрут и направился к Каспийскому морю, где и разбился, недалеко от Актау. В результате катастрофы погибли 38 человек. Выжившие пассажиры сообщили, что слышали громкие звуки, исходившие извне, а на фотографиях, опубликованных международными агентствами, можно увидеть перфорации в фюзеляже.
Что такое "черные ящики"?
Когда в небе случается трагедия, мир замирает в ожидании ответов. Почему произошла катастрофа? Чья ошибка стала роковой? Именно черные ящики, или, как их называют в авиации, самописцы, становятся ключевыми свидетелями, которые помогают восстановить последние минуты полета и найти истину.
Название "черных ящиков" вводит в заблуждение: на самом деле эти устройства окрашены в яркий оранжевый цвет, чтобы их было легче найти в обломках.
Они состоят из двух частей.
Параметрический самописец (FDR) фиксирует данные о полете: высоту, скорость, курс, работу систем самолета. Современные устройства могут записывать до тысячи параметров каждую секунду. Речевой самописец (CVR) записывает звуки в кабине пилотов: разговоры экипажа, сигналы приборов, шум двигателей.Эти два блока работают вместе, чтобы собрать максимум информации о полете. После катастрофы самописцы помогают реконструировать полет до мельчайших деталей.
К приму, если катастрофа произошла из-за отказа техники, данные самописца покажут, какая система вышла из строя.
Также если ошибка была человеческой, записи переговоров помогут понять, что произошло в кабине — была ли паника, неправильные действия или нарушения инструкции.
Эти данные используются не только для расследования, но и для предотвращения подобных инцидентов в будущем.
Как работают "черные ящики"?
Каждый черный ящик защищен прочным корпусом, способным выдерживать сильные удары, температуру до 1000 градусов и давление под водой. Если самолет упал в океан, устройство начинает излучать сигнал, который помогает поисковым группам найти его под толщей воды.
Но даже при всей надежности технологии поиски могут затянуться. Так, черные ящики рейса MH370 малайзийских авиалиний, пропавшего в 2014 году, не найдены до сих пор.
Расследования с использованием данных самописцев уже изменили авиацию. После катастрофы рейса Air France 447 в Атлантике в 2009 году производители улучшили системы предупреждения об обледенении. А трагедия Boeing 737 MAX в 2018–2019 годах заставила пересмотреть работу автоматизированных систем управления.
Для пассажиров “черные ящики” остаются невидимыми. Однако их вклад в безопасность неоценим. Они — молчаливые свидетели, которые продолжают служить даже тогда, когда все остальное разрушено.
В мире, где авиация остается одним из самых безопасных видов транспорта, "черные ящики” помогают сохранить эту статистику. Их задача — убедиться, что из каждой ошибки сделаны выводы, чтобы сделать полеты еще более надежными.
Напомним, что предварительное расследование, проведенное Azerbaijan Airlines, указывает на возможное внешнее вмешательство, как физическое, так и техническое.
Президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил, что самолет был сбит снарядом, выпущенным с российской территории, и потребовал от России взять на себя ответственность за инцидент. В ответ президент России Владимир Путин извинился за случившееся, заявив, что украинские дроны атаковали этот регион и российская система обороны открыла ответный огонь.