Черный месяц авиации: декабрьские авиакатастрофы в Казахстане и мире

Трагические страницы мировой авиации.

Жулдыз Жапарова

Декабрь — месяц, который для многих ассоциируется с праздниками, ожиданием чуда и завершением года. Однако для авиационной истории декабрь порой оказывается месяцем трагедий, которые остаются в памяти на долгие годы. Случаи, когда небо становится ареной несчастий, напоминают нам о хрупкости жизни и важности безопасности. Редакция Liter.kz сделала обзор на самые значительные авиакатастрофы, произошедшие в декабре за последние 20 лет.

Казахстан: трагедии, которые потрясли страну в декабре

25 декабря 2012 года — Трагедия под Шымкентом

В этот день Ан-72, на борту которого находились 27 человек, включая руководство Пограничной службы Казахстана, потерпел крушение. Самолет разбился вблизи города Шымкент. Никто из находившихся на борту не выжил. Катастрофа стала настоящим ударом для страны, ведь среди погибших были высокопоставленные государственные деятели.

27 декабря 2019 года — Авиакатастрофа Fokker 100 в Алматы

Самолет авиакомпании Bek Air потерпел крушение вскоре после взлета из аэропорта Алматы. На борту находились 98 человек, из которых 12 погибли, включая командира экипажа, и еще 66 получили травмы. Причиной крушения власти называли обледенение крыла, что привело к потере подъемной силы. Расследование, начатое после трагедии, до сих пор продолжается, вызывая множество вопросов у общественности и авиационных экспертов.

25 декабря 2024 года — Трагедия близ Актау

Самолет Embraer 190 авиакомпании Azerbaijan Airlines, выполнявший рейс из Баку в Грозный, потерпел крушение при заходе на посадку вблизи Актау. Из 67 человек, летевших на борту, 38 человек погибли, 29 – госпитализированы. Среди погибших шесть граждан Казахстана. 

Читайте также: Стали известны имена казахстанцев, погибших в авиакатастрофе в Актау.

Хронологию событий после крушения самолета в Актау читайте здесь

Декабрьские авиакатастрофы в мире 10 декабря 2005 года — Катастрофа в Нигерии

Крупная авиационная катастрофа, произошедшая в субботу 10 декабря 2005 года. Авиалайнер McDonnell Douglas DC-9-32 авиакомпании Sosoliso Airlines выполнял регулярный внутренний рейс SO1145 по маршруту Абуджа—Порт-Харкорт, но при заходе на посадку врезался в открытый дренажный трубопровод и разрушился. Из находившихся на его борту 110 человек (103 пассажира и 7 членов экипажа) выжили 2. Большинство погибших - школьники, которые возвращались домой на каникулы.

Катастрофа рейса 1145 стала второй крупнейшей авиакатастрофой в Нигерии за прошедшие 1,5 месяца (после катастрофы Boeing 737 в Лагосе, 117 погибших).

29 декабря 2012 года — Катастрофа во Внуково, Россия

29 декабря 2012 года в московском аэропорту Внуково произошла катастрофа самолета Ту-204 авиакомпании Red Wings. Самолет, выполнявший перегоночный рейс из чешского города Пардубице, после посадки выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы, разрушился и загорелся. На борту находились восемь членов экипажа: пятеро из них погибли, трое получили ранения. Расследование Межгосударственного авиационного комитета (МАК) установило, что причиной катастрофы стала разрегулировка механизма управления и блокировки реверсивного устройства обоих двигателей, а также неправильные действия экипажа. Это привело к отсутствию эффективного торможения самолета, выкатыванию за пределы ВПП, столкновению с препятствием на большой скорости, разрушению самолета и гибели людей.

26 декабря 2013 года — Крушение Ан-12 под Иркутском, Россия

26 декабря 2013 года под Иркутском произошла катастрофа самолета Ан-12Б, выполнявшего грузовой рейс из Новосибирска в Иркутск. При заходе на посадку самолет столкнулся с наземными препятствиями на территории воинской части в районе станции Батарейная и разбился. Все девять человек на борту — шесть членов экипажа и три пассажира — погибли. Расследование установило, что причинами катастрофы стали ошибки экипажа и авиадиспетчера. Руководители полетов Иркутского авиазавода были признаны виновными в нарушении правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшем по неосторожности смерть двух и более лиц, и приговорены к трем годам лишения свободы с отбыванием срока в колонии-поселении.

28 декабря 2014 года — Трагедия рейса AirAsia QZ8501 в Индонезии

Самолет Airbus A320-216 выполнял рейс из Сурабаи (Индонезия) в Сингапур, когда пропал с радаров над Яванским морем. На борту находились 162 человека — 155 пассажиров и 7 членов экипажа. Расследование показало, что причиной катастрофы стали технические проблемы с рулем высоты, которые усугубились ошибками экипажа при попытке справиться с ситуацией. Это событие действительно стало значительным для авиационной безопасности в регионе и привело к ужесточению контроля за техническим состоянием самолетов.

25 декабря 2016 года — Катастрофа Ту-154 ВВС России

Самолет Ту-154Б-2 Министерства обороны России разбился в Черном море вскоре после взлета из аэропорта Адлера. На борту находились 92 человека, включая артистов ансамбля имени Александрова, журналистов, военных и Елизавету Глинку (известную как доктор Лиза), которая занималась гуманитарной помощью. Все пассажиры и экипаж погибли. Причины катастрофы расследовались, и среди версий рассматривались ошибка пилотирования или техническая неисправность.

9 декабря 2019 года — Крушение C-130 Hercules ВВС Чили

9 декабря 2019 года военно-транспортный самолет C-130 Hercules ВВС Чили исчез над проливом Дрейка, выполняя рейс на антарктическую базу. На борту находились 38 человек: 17 членов экипажа и 21 пассажир, включая военнослужащих, ученых и персонал, направлявшихся на антарктическую базу. Все находившиеся на борту погибли.

8 декабря 2021 года — Крушение вертолета Ми-17В-5 в Индии

8 декабря 2021 года в индийском штате Тамилнад произошла катастрофа военного вертолета Ми-17В-5, на борту которого находился начальник штаба обороны Индии генерал Бипин Рават вместе с супругой и другими высокопоставленными военными. В результате крушения погибли 13 из 14 человек на борту; единственный выживший, капитан ВВС Индии Варун Сингх, скончался от полученных травм 15 декабря 2021 года. По данным предварительного расследования, причиной катастрофы стали неблагоприятные погодные условия, приведшие к дезориентации экипажа и столкновению с землей.

Почему декабрь?

Сезон зимних праздников часто сопровождается увеличением интенсивности полетов, сложными погодными условиями и высоким уровнем нагрузки на авиационную инфраструктуру. Эти факторы в совокупности могут приводить к трагедиям. Каждая из описанных катастроф оставила глубокий след в жизни выживших, родственников погибших и тех, кто стал свидетелем этих трагедий. Они не только вызвали огромные человеческие страдания, но и побудили авиационную отрасль к изменениям, направленным на предотвращение подобных происшествий.

Ранее стало известно, что погибли все казахстанцы, находившиеся на упавшем в Актау самолете.

Списки погибших и пострадавших все еще уточняются. Распоряжением акимата Тупкараганского района на месте крушения самолета введен режим чрезвычайной ситуации местного масштаба.

Хронологию событий после крушения самолета в Актау читайте здесь

На брифинге в Актау Бозумбаев высказался о повреждениях на упавшем самолете.

Новости партнеров