Еда, ночлег и возврат средств: у авиапассажиров в Казахстане стало больше прав
Авиакомпании станут внимательнее к пассажирам.
Комитет гражданской авиации МИИР внес поправки в закон "Об использовании воздушного пространства РК и деятельности авиации", а также в правила перевозки пассажиров, багажа и грузов на воздушном транспорте, передает Liter.kz.
Поправки вводят понятие "изменение статуса рейса" для усиления ответственности авиакомпаний перед пассажирами. Ранее услуги по питанию, проживанию, трансферу предоставлялись только в случае задержки и отмены рейса. С этого времени перевозчики обязаны предоставлять эти услуги при любых изменениях, влияющее на время вылета (прилета) рейса или маршрут.
Договор воздушной перевозки может быть прекращен по инициативе авиакомпании в случае внесения пассажира в реестр лиц авиакомпании, воздушная перевозка которых ограничена (ранее данная норма отсутствовала). Эта норма подразумевает собой введение так называемого черного списка для деструктивных пассажиров. Авиакомпания имеет право включить пассажира в черный список только в том случае, если его действия подпадают под признаки административного либо уголовного правонарушения.
Кроме того, обязательным станет уведомление пассажира по абонентскому номеру сотовой связи и адресу электронной почты о задержке рейса, а также его правах (данная норма отсутствовала). Ранее уведомление пассажиров велось на добровольной основе, но отдельные авиакомпании не придерживались такой практики, а в отдельных случаях предоставляли это за платную услугу.
Стоит отметить, что авиакомпании, помимо информирования о причинах изменения статуса рейса и новом времени вылета, и (или) о новом маршруте, будут обязаны информировать пассажиров также о перечне услуг, предоставляемых перевозчиком в связи с изменением статуса рейса, в случае если изменение произошло по вине перевозчика или вследствие позднего прибытия воздушного судна.
Поэтому авиационные власти убедительно просят пассажиров при покупке билетов указывать свои контактные данные (сотовый номер и электронный адрес).
Далее поправки вводят ответственность авиакомпаний в виде оказания услуг и выплаты штрафа в размере три процента при любом изменении статуса рейса по вине авиакомпании, а также административная ответственность в виде штрафа в случае невыплаты штрафа (ранее данная норма отсутствовала). Проведенный анализ показал, что отдельные авиакомпании несвоевременно выплачивают пассажирам компенсации. Имелись факты, когда авиакомпании не выплачивали компенсации на протяжении шести-семи месяцев с даты перелета. Эта норма позволит принять меры в отношении тех авиакомпаний, которые несвоевременно выплачивают компенсацию за задержку рейса.
Пассажиры имеют право на полный возврат средств или перебронирование при изменении статуса рейса свыше пяти часов. Ранее законом предусматривалось, что возврат денежных средств будет осуществлен в полном объеме только в том случае, если задержка рейса составит свыше 10 часов. Однако, учитывая и принимая во внимание тот факт, что перевозка после 10 часов ожидания рейса является неактуальной, указанное время сократили до пяти часов.