Что делать, если перевел деньги не туда
Можно ли вернуть ошибочный перевод?
Сегодня перевести деньги с карты на карту можно буквально за несколько секунд. Тем не менее вместе с удобством растет и риск ошибок, достаточно лишь перепутать одну цифру в номере. Согласно данным Национального банка, только в 2024 году количество безналичных операций увеличилось на 13,4% и достигло 12,8 млрд транзакций, а их общий объем составил 166,1 трлн тенге. В среднем казахстанцы ежедневно совершают 35,1 млн переводов на сумму 453,6 млрд тенге. При таких масштабах неудивительно, что участились случаи неверно введенных реквизитов — будь то номер телефона или счет, и деньги оказываются у посторонних людей. Подробнее в материале Liter.kz.
Первый шаг — обращение в банк
Как только вы заметили ошибку, необходимо сразу связаться со своим банком: позвонить в колл-центр или прийти в отделение.
- Если деньги еще не дошли до получателя (например, при межбанковском переводе), банк может отменить операцию.
- Если средства уже зачислены, банк отправит получателю уведомление с просьбой вернуть деньги добровольно.
Например, в приложении Kaspi есть функция “Запросить отмену перевода” в разделе “История”. Получателю приходит сообщение с просьбой вернуть средства. У него есть 7 дней, чтобы принять решение. Если он откажется, вернуть деньги можно только через суд.
Что делать, если получатель отказался?
Если добровольно деньги не возвращают, следующий шаг — досудебная претензия. Иногда спор удается решить при помощи медиатора. Если же это не помогает, остается обратиться в суд. По закону такие ситуации относятся к категории “неосновательное обогащение” (ст. 953 Гражданского кодекса РК). В иск можно включить не только саму сумму перевода, но и вознаграждение за пользование деньгами по ставке рефинансирования Нацбанка. Процесс может занять несколько месяцев, но в большинстве случаев суд обязывает вернуть средства.
Когда возврат затруднен или невозможен
Есть ситуации, когда вернуть деньги крайне сложно:
- если перевод был сделан мошенникам, и они сразу вывели деньги;
- если получатель сознательно скрывается и процесс затягивается;
- если средства были потрачены, а у ответчика нет имущества для взыскания.
Важно понимать: даже если средства ушли мошенникам, банк не всегда может их вернуть, так как перевод был сделан добровольно самим клиентом.
А если деньги поступили вам по ошибке?
Бывает и обратная ситуация — на счет поступают чужие деньги. В таком случае они также считаются неосновательным обогащением. По закону получатель обязан вернуть средства отправителю. Если этого не сделать, можно столкнуться с иском в суд и обязательством вернуть деньги вместе с компенсацией.
А чтобы избежать ошибок в будущем, перепроверяйте реквизиты получателя несколько раз перед отправкой.
