Что делать казахстанцам, если они отравились в ресторане

Эксперт дала список действий, чтобы «отравитель» не ушел безнаказанным.
Жулдыз Жапарова

Некоторые заведения общественного питания не следят за чистотой, нанимают поваров без санитарных книжек, закупают некачественные продукты. Это вполне может стать причиной пищевого отравления. Если вы почувствовали недомогание после похода в ресторан и уверены, что он навредил вашему здоровью, — это повод защитить свои права. О том, что делать и куда обращаться, читайте на Liter.kz.

Как действовать при первых симптомах отравления - об этом корреспонденту редакции Liter.kz пошагово рассказала Марал Рахимжанова, руководитель Управления санитарно-гигиенического контроля и надзора за объектами питания, воспитания и образования Комитета санитарно-эпидемиологического контроля.

Фото: из личного архива

Бегом в больницу

Марал Рахимжанова настоятельно рекомендует не пытаться справиться с пищевым отравлением самостоятельно. Почувствовав недомогание, вызовите скорую или доктора на дом. Если позволяет состояние, сходите в поликлинику.

«Диагноз «отравление» человек сам себе не может поставить. Его ставят врачи в амбулаторно-поликлинической медицинской организации или в стационаре. Именно они разбирают, действительно ли человек отравился после употребления недоброкачественной пищи, или это физиологическое расстройство, связанное с функциональными особенностями самого человека. К примеру, пациент мог съесть продукт, в котором содержание жиров, масел или еще какого-то ингредиента было несвойственно его ежедневному питанию», - заметила специалист.

По словам эксперта, именно после получения консультации врача и медицинского заключения можно принимать таблетки и лечиться.

Читайте также: Названа причина массового отравления школьников в ВКО

К слову, медзаключение в дальнейшем станет вашим главным доказательством, если вы захотите «наказать» место, где отравились.

Напишите претензию и подавайте в суд

Глава управления рассказала, что санитарные службы по одному факту подозрения на инфекцию расследование не проводят. Такие случаи регистрируются, но внеплановой проверке не подлежат. Именно поэтому, если отравилась не группа людей, а отравились только вы один, и вы уверены, что в этом есть вина ресторана, то напишите претензию.

Претензия обязательно должна быть подкреплена доказательствами:

Чек или банковская выписка. Обязательно в качестве доказательства вреда вашему здоровью к претензии приложите чек из заведения. Если же вы выбросили чек, но платили картой, сгодится банковская выписка.

Показания свидетелей. Заручитесь поддержкой тех, кто подтвердит, что вы обедали в конкретный день в конкретном заведении.

Фото и видео. Если вы любитель красивых фотографий и видео, и именно в этот день вы сделали пару снимков, они также могут стать доказательством того, что вы ели в заведении.

Медицинское заключение. Самое важное доказательство пищевого отравление – это медицинское заключение врача. На нем следует делать большой акцент.

Марал Рахимжанова отметила, что в претензии необходимо указать: когда вы посетили заведение; что заказывали; какие проблемы со здоровьем получили; сумму денежной компенсации, если она требуется.

После того, как вы составили претензию, приложив к ней доказательства, вы сами либо вместе с адвокатом должны попытаться урегулировать конфликт в досудебном порядке. Для этого можно известить владельца заведения по юридическому адресу или принести претензию и отдать лично в руки.

Читайте также: Семья отравилась неизвестным веществом в Шымкенте

Претензионное письмо должно быть в двух экземплярах: один вы оставляете себе, а другой отдаете заведению. На своем экземпляре попросите его руководство поставить дату и подпись – это будет еще одним доказательством в суде, где вы укажете, что претензию ответчик (ресторан – Прим. ред.) получил.

Размер компенсации определите, исходя из счета за обед, денег, потраченных на лечение и прочих расходов. В их число может войти реабилитация, если она была рекомендована врачом.

Если в досудебном порядке урегулировать конфликт с заведением общепита не получилось, тогда можете смело подавать иск в суд, который в гражданском порядке рассмотрит ваше заявление и примет решение.

«Наши граждане привыкли к тому, что они просто подают жалобу в госорган – СЭС, прокуратуру и так далее. В международной практике такими случаями госорган не занимается. Любое отравление доказывает сам пострадавший. Естественно, после получения претензии хозяин заведения должен провести расследование. Если окажется, что человек сидел в большой компании, но отравился только один, в таком случае суд будет на стороне не потерпевшего, а ресторана. Если досудебно урегулировать не получается, то в суд, по моему мнению, подавать нужно. Потому что владельцы заведений общепита должны знать, что если они некачественно оказали услугу, их ждет не только проверка госоргана. Их может наказать физическое лицо, потребовав компенсацию за вред здоровью», - заметила Марал Рахимжанова.

Когда на случаи отравления реагируют санитарные службы?

Как уже отметила ранее глава управления, санслужбы не проводят внеплановую проверку из-за одного случая отравления. Проверка заведения назначается, если в нем отравились пять и более человек – это называется групповым отравлением.

«Групповые отравления подтверждаются не заявлениями граждан, а экстренными извещениями, поступающими в санслужбу. Это могут быть казахстанцы, совсем не связанные друг с другом, проживающие в разных концах города и обедающие в разное время. Между тем, если мы понимаем, что за два дня в больницу с отравлением обратились пять и более человек, и все они посещали одно и то же заведение, мы можем провести проверку», - рассказала Марал Рахимжанова.

В 2020 году, по данным Управления санитарно-гигиенического контроля, было проведено около 1 400 проверок, из них 1 170 – внеплановые проверки (по жалобам или обращениям граждан), а еще 266 - по особому порядку (обычная полугодовая проверка).

По словам руководителя управления, заведения общественного питания делятся на три типа:

Заведения, в которых 50 и менее посадочных мест – они относятся к типу небольшой эпидемиологической значимости и не проверяются. Проверка проходит только внепланово, если имелся факт группового отравления. Также заведение могут проверить по обращениям граждан. К примеру, если нарушается допустимый уровень дневного и ночного шума, не соблюдается система вентиляции и так далее.

Заведения, в которых более 50 посадочных мест – они подлежат проверкам раз в год по особому порядку.

Ко всему прочему есть организованные коллективы – общепит в вахтовых поселках, больницах, школах, детских домах и так далее. Их санслужбы проверяют два раза в год.

Новости партнеров