В Казахстане годами продают некачественный бензин. Кто виноват и можно ли это остановить?
От качества бензина в автомобилях по Казахстану зависит ваше здоровье, так как загрязненный воздух напрямую влияет на ваши умственные и физические возможности. Это подтверждают сразу несколько научных исследований, которые провели в разных уголках мира. Помимо этого, конечно же, плохой бензин может заметно подпортить ваш автомобиль. Liter.kz расскажет, что именно вы заливаете в баки своих машин.
Каким топливом пользуются в Казахстане
Бензин. Абсолютный фаворит по топливу в стране. Им заправляются 88,8% казахстанцев (более 3,4 млн легковых авто страны). Автомобильные заправочные станции разливают четыре вида бензина: АИ-80, АИ-92, АИ-95 и АИ-98. Аббревиатуры означают следующее: буква "А" говорит о том, что бензин сделан для заправки именно автомобиля; буква "И" означает, что октановое число топлива (цифры 80, 92, 95, 98) определили при помощи исследований в лаборатории.
Читайте также: Цены на бензин в Казахстане могут вырасти до рекордного уровня
Смешанное топливо. Смешанным топливом в Казахстане пользуются 7,4% автовладельцев страны: это чуть более 286 тысяч человек.
Дизельное топливо. На данный вид топлива приходится транспорт 1,9% казахстанцев, а это чуть больше 75 тысяч людей.
Газобаллонное топливо. Ничтожный 0,1% - это показатель по тем, кто пользуется таким видом топлива. Это примерно 3-4 тысячи казахстанцев.
Электроэнергия. Тут цифры еще меньше - 0,01% (не более тысячи авто).
Как в Казахстане обстоят дела с качеством бензина?
Плохо. Именно так считает директор ТОО "Независимый центр экспертизы нефтепродуктов "ORGANIC" Акмарал Калмуратова. Главной проблемой, по ее словам, являются мини-заводы по переработке нефти (НПЗ), которые годами выпускают откровенно никудышный по качеству продукт. Эксперт отметила, что оценить качество бензина в Казахстане "никто не может", так как соответствующие проверки не проводятся.
Преобладающим топливом на рынке Казахстана являются как раз нефтепродукты с мини-НПЗ. Это приводит к вредным выбросам от автомобилей, которые увеличивают риск возникновения опасных заболеваний у населения крупных городов.
В 2013 году выбросы в атмосферу Алматы 70% автомобилей сильно превышали допустимые нормы. 40% из проверенных образцов жидкого топлива не отвечали стандартам.
Мини-НПЗ продают нефтепродукты под видом растворителей и дистиллятов. В Алматы на одной из нефтебаз в июне 2013 года обнаружили партии вредоносных продуктов вроде нефраса и легкого дистиллята, которые подмешивали в заводскую продукцию. Также обнаруживались партии прямогонного бензина (его реализация в стране запрещена).
Читайте также: Казахстанцы станут еще беднее из-за роста цен на бензин и электричество
Признаки плохого бензина:
- неровная работа мотора;
- ухудшение динамики;
- черный дым из выхлопной трубы;
- повышенный расход топлива;
- прерывистое движение машины;
- износ свечей.
В ТОО "Независимый центр экспертизы нефтепродуктов "ORGANIC" уверены, что в стране не полностью урегулированы вопросы по контролю качества, сферы ответственности уполномоченных органов в данной области. Все это приводит к низкому уровню контролирования качества продукции.
Как решается проблема?
В комитете технического регулирования и метрологии Министерства торговли и интеграции Казахстана (орган, отвечающий за контроль качества топлива в стране) заявили, что работа в этом направлении идет.
С 1 июля 2021 года в Казахстане вступил в силу новый Закон «О техническом регулировании», предусматривающий меры, направленные на противодействие "серой" сертификации.
Читайте также: Узбекистан вытеснил Россию с казахстанского рынка автомобилей
Закон наделяет государственных инспекторов полномочиями по запрету выпуска в обращение "серой" продукции и откровенного "барахла". Также расширяется компетенция уполномоченного органа - это позволит пресекать опасную продукцию до того момента, как она попадет на прилавки наших магазинов, а инспектору не придется искать ее по всем точкам сбыта.
Одним из новшеств Закона является запуск механизма профилактического контроля без посещения (Камеральный контроль) который распространяется на 120 групп подконтрольной продукции, 180 000 хозяйствующих субъектов (по данным портала статистики), 1500 субъектов аккредитации, НПП «Атамекен» и более 40 экспертных организаций по определению страны происхождения товара.
Целями профилактического контроля и надзора без посещения иными словами «камерального контроля» являются своевременное пресечение и недопущение нарушений, предоставление субъекту контроля и надзора права самостоятельного устранения нарушений и снижение на него административной нагрузки.
Когда редакция Liter.kz пыталась узнать, удалось ли выявить с момента введения закона (1 июля 2021 года) в действие нарушителей, и какое наказание последовало, ответ от комитета технического регулирования и метрологии Министерства торговли и интеграции последовал следующий:
- На сегодня пока рано подводить итоги с момента вступления закона в силу, тем более заявлять о громких выявлениях поводов не было. Не исключено, что до конца года мы сможем отчитаться о выявленных нарушениях закона.
Как проблему плохого топлива решают в других странах? (данные ТОО "Независимый центр экспертизы нефтепродуктов "ORGANIC")
В России органы Транспортной инспекции имеют право совершать внезапные проверки. В теории подобные проверки сокращают число нарушителей, смешивающих топливо и выдающих его за более качественный продукт. Однако и в РФ, по данным портала Drom.ru, существует лазейка, позволяющая продавать под видом высокооктанового бензина "барахло". Производители могут руководствоваться собственными техническими условиями или стандартами организации.
В Татарстане действует республиканская нефтеинспекция при Совете министров. За 2017 год ее сотрудники изъяли 32 118 литров нефтепродуктов на автозаправочных станциях (АЗС) и выявили 187 случаев продажи некачественного топлива. Виновные лица уплатили штрафы на сумму более 1,4 млрд, если пересчитать в тенге.
В Узбекистане нефтеинспекция работает с 1993 года. Она также имеет право на внезапные проверки АЗС любых форм собственности. Сумма штрафов за 25 лет превысила 14 миллиардов сумов (558 миллионов тенге).
5 апреля эксперты рассказали редакции Liter.kz, как выгодно продать машину - читайте советы здесь.
6 августа в Министерстве энергетики сообщили, что Казахстан может отказаться от западного направления по экспорту нефти. Власти республики рассматривают возможность рентабельности поставок на восток и юго-восток Азии - подробнее читайте здесь.