Обманутые клиенты не могут доказать мошенничество при заказе мебели.
Казахстанцы уже знают, что следует опасаться мошенников, которые на расстоянии опустошают счета или оформляют кредиты. Об этом трубят полиция, IT-эксперты, банки и СМИ. Однако в мебельной сфере проворачиваются обманные схемы, которые едва уступают масштабам онлайн-мошенников. Почему данная сфера стала рассадником Остапов Бендеров и почему сложно привлечь мошенников в сфере изготовления мебели к ответственности, читайте в материале Liter.kz.
Ежедневно десятки казахстанцев становятся жертвами недобросовестных изготовителей мебели. Почему именно эта сфера стала золотой жилой для мошенников? Дело в том, что цена на мебель колеблется от нескольких десятков тысяч до несколько миллионов тенге. В мебели нуждаются все казахстанцы, кто-то меняет старый диван, а кто-то обставляет новую квартиру. Кроме этого, сроки изготовления мебели доходят до трех-четырех месяцев, и за это время можно здорово замести следы.
Схема, как правило, одинаковая для всех. Люди делают заказ у предпринимателей на изготовление мебели, вносят предоплату или полную оплату. Затем ожидают изготовление. Но через оговоренный срок мебель не получают. Предприниматели сообщают, что заказ задерживается по разным причинам и просят дать им еще немного времени. Когда заказчик осознает, что стал жертвой мошенников, проходит несколько месяцев.
Пострадавшие сообщают, что пытались решить вопрос мирным путем, но в итоге дело доходило до полиции и суда. Но мошенников так и не смогли привлечь к ответственности и заставить их вернуть аванс или полную оплату.
Алматинка Меруерт С. рассказала, что недавно ее семья стала счастливой обладательницей собственного жилья в новом ЖК. В красивой квартире ей хотелось обустроить удобную современную кухню. По рекомендации знакомой она обратилась в мебельную компанию. Там ей обещали изготовить четырехметровую кухню из качественных материалов и немецкой фурнитурой на 1 млн 400 тыс. Менеджер сообщила, что материал и фурнитуру приобретают на заказ, поэтому необходимо сделать предоплату в размере 50%. Срок изготовления – шесть недель. Но и через обозначенное время Меруерт кухню не увидела.
“Сначала писали, что задерживается поставка доводчиков. Ждали месяц, ссылались, что из-за санкций доставка идет дольше и дороже выходит. Потом я согласилась, чтоб хотя бы установили мебель без фасадов. Привезли несколько досок и снова ждали. Потом менеджер сообщила, что привезенные доводчики не подходят на нашу кухню. Можно там что-то подпилить, подогнать, но будет видна топорная работа. Согласна ли я? Конечно, не согласна, раз я плачу такие деньги, то пусть работа будет сделана идеально. Прошло еще две недели, и до меня дошло, что я нарвалась на мошенников”, – рассказала Меруерт.
Девушка написала досудебную претензию, которая осталась без ответа, затем подала иск в суд. Но ответчики смогли доказать, что договор силы не имеет, там не хватало важной подписи. Дальше она не стала судиться и решила отпустить ситуацию.
В соцсетях подобных жалоб каждый день по несколько постов. Пострадавшие выкладывают фото мошенников, их удостоверения, личные данные. Но это не помогает привлечь “мебельщиков” к ответственности. Любопытно, что мошенники не скрывают информацию о себе. Значит, знают, что им не грозит наказание за обман клиентов.
Скрин: Zhaloby_astany
К примеру, в Instagram-паблике Zhaloby_astany такие посты появляются каждую неделю и удаляют, если публикация помогла вернуть деньги. Одно из свежих сообщений касается компании Mebelim.kz. Пользователь сообщил, что был обманут мужчиной, не получив ни мебель, ни деньги.
Масштабы причиненного казахстанцам ущерба трудно оценить, так как далеко не каждый пострадавший отстаивает свои права. Как правило, люди не решаются идти в суд, так как они не заключали договор или сумма ущерба небольшая. Между тем в группах, посвященных жалобам, пострадавшие ежедневно сообщают об очередном обмане.
Председатель Палаты юридических консультантов Айнур Кайдарова пояснила, почему обман в мебельной сфере достиг колоссальных масштабов.
“Все дело в слабой работе правоохранительных органов, в том числе в части оперативно-розыскной деятельности правоохранительных органов и законодательных барьеров. С введением трехзвенной модели уголовного процесса в законодательстве на сегодняшний день вопросы обоснованности возбуждения уголовного дела по фактам мошенничества и прочему находятся в руках прокуроров. Именно они стали определять, есть состав преступления или нет, законность и т. д. Так прокуроры отказывают в возбуждении уголовного дела либо требуют прекращения уже возбужденного уголовного дела ввиду наличия нормы в УПК РК (пункт 1 статьи 179 Уголовно-процессуального кодекса РК), регламентирующей, что не подлежат регистрации заявления, сообщения или рапорт об уголовном правонарушении о нарушениях, основанных на неисполнении или ненадлежащем исполнении гражданско-правовых сделок, совершенных в письменной форме и не признанных судом недействительными, мнимыми или притворными. Именно этой сложившейся прокурорами практики и следуют следователи”, – говорит Айнур Кайдарова.
Из чего следует, что если лицо совершило преступление и использовало для этого схему заключения договора, чтобы окончательно притупить бдительность своей жертвы, то уголовное дело по вашему заявлению возбуждено не будет, а уже возбужденное будет прекращено. И часто это делается по настоянию прокурора, отмечает собеседница.
“При этом никто даже не задумывается, как с помощью закона созданы условия для роста масштабов мошенничества. Ведь сейчас, чтобы нажиться на гражданах, мошенники смело используют договора гражданско-правовой ответственности. Это для них также гарантия того, что клиент заплатит нужную сумму. При наличии договора единичные сделки не регистрируются в Едином реестре досудебных расследований. То есть пострадавший приходит в полицию, но его заявление не принимают, либо списывают в наряд. Заявление примут, если в полицию обратились несколько пострадавших, то есть именно так правоохранители понимают признаки мошеннической схемы. Таким образом, мошенники имеют возможности для обмана граждан. Для них теперь выгодно заключать договор, который защищает их от уголовного преследования, ну хотя бы на какой-то период”, – говорит Айнур Кайдарова.
В настоящее время юрист ведет дело о мошенничестве в Актау. Там группа лиц стала продавать несуществующий металл предпринимателям из Азербайджана. Был заключен договор на крупные суммы. Сейчас два организатора – мужчина и женщина – находятся в розыске. Имеются и другие дела, где также пострадали граждане Азербайджана.
Уголовное дело удалось возбудить лишь после того, как было доказано, что по договору истек срок, а также тот факт, что пострадали те, кто договор не заключал. Речь идет о десятках и сотнях тысяч долларов. Иностранные клиенты делали 100-процентную предоплату.
“Иск о признании сделки недействительной может быть успешно выигран в суде. Но по факту часто спрашивать деньги не с кого. Так как договор может быть заключен на подставное лицо. И тогда дело становится бесперспективным. Тут, конечно, подводит правовая безграмотность отдельных граждан. Ну почему, к примеру, прежде чем отправить деньги мошенникам, не узнать и не убедиться, что это действительно действующая компания и что они занимаются тем или иным продуктом, который предлагают на рынке? Очень часто это онлайн-торговля”, – говорит Айнур Кайдарова.
Юрист сама едва не стала жертвой мошенников. Но профессиональное чутье не подвело, и она распознала “красные флаги”, указывающие на обман.
Буквально недавно она решила заказать ротанговую мебель в сад для своих родных. В Instagram нашла на объявление с поразительно дешевой ценой. Там же по ссылке вышла на WhatsApp, где по запросу ей выслали фотографии, ассортимент, размеры, способы оплаты и т. д. Все выглядело правдоподобно. Аккаунт вели давно. Юрист запросила адрес фабрики, дабы удостовериться в том, что действительно она существует.
После получения адреса по просьбе юриста знакомый проехал в город Талгар, где обнаружилось, что никакой фабрики по указанному адресу нет. Когда потенциальная клиентка написала об этом в чате, ее заблокировали.
Светлана Романовская. Фото: instagram.com/romanovskaya_svetlana_
Глава Лиги потребителей Казахстана Светлана Романовская отметила, что чаще всего мошенники обманывают при заказе кухонь на заказ. Как правило, кухни изготавливают по индивидуальным размерам. Люди ждут, когда мебель будет готова, но могут не дождаться по многим причинам. К примеру, предприниматель должен кому-то и полученную оплату он переведет за оплату долга. И у него нет денег на изготовление этой кухни. Или самого бизнесмена могут подвести мастера, которые бросают работу на полпути.
“Известная истина – заключать договор. Но документ часто составляется по стандарту, и в суде может не сыграть никакой роли. Договор должен содержать максимальное количество деталей – размеры мебели, конфигурацию, эскиз, данные об используемых материалах, сроки. Проверьте, кто учредитель компании, именно он должен поставить подпись в договоре. Если это делает другой сотрудник, у него должна быть доверенность от учредителя. Если доверенности нет, то в суде вы проиграете. Нельзя делать полную оплату до получения мебели. Оплачивать работу нужно после подписания акта приема выполненных работ. Если есть недоделки, то необходимо составить дефектный акт”, – говорит Светлана Романовская.
По ее словам, до подписания договора нужно установить платежеспособность учредителя через Egov. Там же можно узнать данные учредителя компании.
“Лучше досконально изучить информацию о компании, чем потом судиться. Можно даже выиграть суд, но с ответчика нельзя ничего взять. Таких случаев тысячи”, – говорит собеседница.
Светлана Романовская считает, что изменить ситуацию можно ужесточением наказания. По ее словам, наказание должно быть соразмерно правонарушению.
“У нас не принято считать рабочие профессии достойными. В США и Европе люди могут всю жизнь усердно работать токарями, столярами, поварами. Люди годами ходят в любимый ресторан и садятся за столик, который обслуживает один и тот же официант на протяжении нескольких лет. У нас же люди воспринимают рабочие профессии как временное явление, главу в жизни. Предприниматель нанял мастера, который сам себя в этой профессии не видит. Он не планирует годами оттачивать мастерство, а хочет уйти, как только подвернется место получше. В итоге бизнес не может рассчитывать на сотрудников. И страдают от этого все, в том числе и клиент”, – считает Светлана Романовская.
Однако пока системная работа не проведена и законодательство не доведено до идеала, случаев мошенничества с мебелью не будет становиться меньше. Казахстанцам следует крайне внимательно отнестись к выбору изготовителя, видя в каждом потенциального мошенника.