Обращение президента Касым-Жомарта Токаева в его новом Послании является прямым свидетельством того, что в Казахстане верхи, как минимум президент, может и хочет идти по пути социальных реформ под знаменем справедливости. Такие мнение высказал в интервью заведующий кафедрой мировой экономики, международных отношений и права Новосибирского государственного университета управления и экономики (НГУЭУ), директор АНО “Сибирское общество международных исследований” Денис Борисов. Эксперт проанализировал выступление президента и выделил ключевые месседжи.
– Послание-2024 носит название “Справедливый Казахстан: закон и порядок, экономический рост, общественный оптимизм”. Как вы охарактеризуете обращение президента Казахстана в этом году?
– Послание главы государства – это всегда инструмент политического влияния на стыке власти личности и доктрины. Таким образом политический деятель использует свои интеллект, харизму и опыт, чтобы повлиять на ход политических процессов в стране, инициируя изменения “сверху вниз”. Другими словами, выступление Касым-Жомарта Токаева является прямым свидетельством, что в Казахстане верхи, как минимум президент, может и хочет идти по пути социальных реформ под знаменем справедливости. Очевидно, что общественный запрос на справедливость овладел сердцами и умами казахстанцев, не случайно “справедливость” в Послании упоминается 10 раз!
– Какие тезисы и месседжи вы бы выделили в программном выступлении президента Токаева?
– Сложно выделить какой-то конкретный посыл по значимости в очень конкретном тексте размером около 50 тысяч знаков, где в порядке значимости выделено девять смысловых блоков. Однако структура текста Послания позволяет конкретизировать достаточно абстрактный термин “справедливость”. Первые пять блоков посвящены экономике: финансы, инвестиции, промышленность, инфраструктура, труд – все это свидетельствует о том, что справедливость в понимании президента Казахстана, это явление с экономической природой. Дисбалансы между банковским и промышленным капиталом, между официальной и теневой экономикой, между зарплатами менеджеров и рабочих, между бедными и богатыми, между стратегическими и тактическими тратами – вот, что является несправедливыми и требует вмешательства государства для поддержания равномерного и устойчивого развития Казахстана.
– Президент сделал несколько заявлений, касающихся деятельности крупного бизнеса в стране. Например, разработка нового закона о банках и налоговые ставки для банков, соразмерные дивидендам их акционеров, или легализация незаконно полученных активов в случае пополнения предпринимателями бюджета страны или строительства социально-культурных объектов. Какую позицию демонстрирует Касым-Жомарт Токаев?
– Проблема, на которую обращает внимание президент Токаев, не является уникальной особенностью Казахстана. Раздутый банковский сектор превращается в раковую опухоль на теле мировой экономики в целом и в экономике Казахстана в частности. Вместо функций сбора, накопления и перераспределения национального богатства для потребностей хозяйственного развития страны банки, повсеместно, занимаются выкачиванием денег из экономики и переводом национального капитала в международные финансовые активы. В итоге банкирские кошельки пухнут, а национальная промышленность остается в полуобморочном состоянии без необходимого инвестиционного плеча. Ситуация зашла в тупик, поэтому только жесткая государственная политика в состоянии нивелировать имеющиеся противоречия в отношениях между банковским и промышленным секторами. Если глубже посмотреть на данную проблему в Казахстане, то речь идет о необходимости пересмотра правил взаимодействия между государством и международными финансово-промышленными группами, которые управляют главными генераторами национального богатства – месторождения Кашаган, Тенгиз, Карачаганак.
– Одной из важных новостей в Послании стало назначение референдума по АЭС на 6 октября. Это будет четвертый референдум в истории независимого Казахстана. Как вы оцениваете решение Токаева вынести вопрос о будущем атомной энергетики в РК на голосование?
– Решение нетривиальное для политической практики постсоветского пространства, но логика понятна – развитие и закрепление демократических практик в общественных отношениях Казахстана. Всеобщее участие и коллективная ответственность за стратегическое развитие страны. Уверен, что будущее именно за такими государствами, которые смогут обеспечить демократизм на базе новых информационных технологии. Фактически сегодня мы имеем технические возможности для расширения элементов прямой демократии в государственном управлении даже таких протяженных стран, как Казахстан или Россия. Однако, помимо информационных технологий, необходима социальная практика, чтобы реализовывать демократию на новом технологическом базисе. Референдум по АЭС – это важная проверка готовности казахстанского общества к более демократичным моделям государственного управления.
– Президент озвучил, что с 2025 года в Казахстане будет введена прямая выборность акимов районов и городов областного значения. Что вы думаете об этой инициативе и какой эффект от нее может быть?
– Расширение выборности региональных и муниципальных органов исполнительной власти – это продолжение культивирования демократических практик в контексте построения нового Казахстана. Это последовательный курс президента Токаева.
– Как вы понимаете формулировку “общественный оптимизм”, используемую в Послании народу?
– Выступление политика – это отработка электоральных настроений. Выступление государственного деятеля – это стратегия и исполнение намеченного. Выступление лидера нации – это вдохновение общества идти вперед, ибо уныние – смертный грех! Ежегодные Послания президента, безусловно, имеют функцию психологической работы с обществом, поскольку без веры в лучшее любые начинания обречены на провал. Сегодня Касым-Жомарт Токаев главный знаменосец Справедливого Казахстана.
– На ваш взгляд, какие месседжи президента Казахстана рассчитаны не только на казахстанскую общественность, но и на зарубежных партнеров?
– В этом году Послание сугубо внутриполитическое, крайне мало тезисов, связанных с внешнеполитическими процессами и явлениями. Нет ни одного упоминания паттерна “многовекторность”, но при этом указывается: мирный эволюционный путь вопреки геополитической конфронтации; противодействие обслуживанию зарубежных финансовых институтов в ущерб национальным интересам; предупреждение проплаченным манипуляторам из-за рубежа. Только в самом конце выступления президент обозначил союзнические и партнерские приоритеты во внешней политике Казахстана в контексте прошедшего года: Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии, Содружество Независимых Государств, Шанхайская организация сотрудничества, Организации тюркских государств. Так и запишем: Казахстан, Россия, Китай, Турция.