Депутат предложил приостановить запрет на движение самосвалов
Десятки тысяч водителей могут остаться без работы.
Депутат Мажилиса, член фракции партии AMANAT Болатбек Нажиметдинулы направил депутатский запрос премьер-министру Олжасу Бектенову об исключении нормы по эксплуатации тяжелой техники и дорожной инфраструктуры, передает Liter.kz.
По его словам, десятки тысяч водителей могут остаться без работы в Казахстане с 2026 года.
“В рамках работы над проектом Строительного кодекса в рабочей группе Мажилиса нами уже принята поправка об исключении статьи 38-2 Закона “Об автомобильном транспорте”, которая вводит с 1 января 2026 года запрет на движение трехосных самосвалов общей массой свыше 25 тонн. Однако, несмотря на эту законодательную работу, до вступления нормы в силу остается ограниченное время, а риски для экономики и социальной стабильности – крайне высокие”, – сказал Болатбек Нажиметдинулы на заседании Мажилиса.
Дискуссии в СМИ и социальных сетях по этому вопросу показывают, что общество крайне негативно относится к данному решению.
Данная норма затрагивает около 36 500 самосвалов, задействованных в:
• строительстве;
• дорожных работах;
• ЖКХ и вывозе мусора, снега;
• ТЭЦ и энергетической инфраструктуре;
• системах водо- и газоснабжения;
• недропользовании;
• МЧС, МВД, МО и акиматах.
Норма блокирует доступ к дорогам тысяч фермеров, которые перевозят:
• зерно;
• хлопок;
• удобрения;
• корма;
• урожай на элеваторы и переработку, которые в объеме больше, а в массе легче, чем допустимая максимальная норма.
“Эта категория перевозчиков в большинстве своем даже не знает, что с 2026 года их работа окажется под запретом. Для аграрного сектора это будет чрезвычайно болезненным ударом, особенно в период уборки урожая, то есть катастрофой”, – отметил депутат.
По его словам, введенный запрет означает, что:
• зимой некому будет вывозить снег;
• коммунальные службы останутся без техники;
• не будет достаточного количества машин для вывоза грунта, инертных материалов и аварийных работ;
• акиматы не смогут выполнять функции по благоустройству, содержанию инфраструктуры и выполнению госзаказов по строительству социальных и инфраструктурных объектов.
Также отметил, что при этом обществу непонятен двойной подход в этом вопросе.
“Ведь трехосное шасси используется не только в самосвалах, но и в бетономешалках, контейнеровозах, автобусах. Технически это один и тот же автомобиль, но запрет вводится только на самосвалы. При этом все самосвалы прошли сертификацию. Большая часть из них приобретена в лизинг и кредит”, – уточнил он.
При запрете эксплуатации владельцы:
• теряют доходы,
• не смогут обслуживать обязательства,
• попадут в долговую яму.
“Это создает социальный риск, который напрямую затронет сотни тысяч людей”, – подчеркнул депутат.
В связи с вышеизложенным в целях предотвращения масштабных последствий попросил:
- Представить официальную позицию правительства по вопросу отмены или приостановления действия статьи 38-2.
- До 1 января 2026 года принять решение о временном приостановлении действия статьи 38-2 внутренним нормативным актом, чтобы избежать паралича ключевых отраслей.
