Новости Казахстана Новости мира Политика Экономика Регионы Лайфхаки Спорт Amanat

Детдом как концлагерь: почему в Казахстане хотят ввести институт профессиональных семей?

Мнение психологов.

Детдом как концлагерь: почему в Казахстане хотят ввести институт профессиональных семей?
Фотоколлаж Liter.kz

На первый взгляд может показаться, что воспитание кровных и приемных детей одинаково, но психологи говорят об обратном. Те случаи из жизни, то воспитание, что было у ребенка, порой возникает в его поведении. Что нужно знать, прежде чем взять ребенка на усыновление, для чего необходим институт приемных профессиональных семей и истории счастливых родителей – в материале Liter.kz.

Существует немало примеров, когда трудный характер ребенка, непослушание провоцируют эмоционально незрелых родителей, без навыков взаимодействия с ребенком, к жестокому обращению. Стремясь изменить его поведение, родители применяют рукоприкладство, повышают голос, что не приводит к желаемому результату.

Недавний случай в селе Ташкенсаз Алматинской области тому подтверждение. Школьного учителя подозревают в истязании девятилетней приемной дочери. Девочку из семьи забрали и вернули в детский дом. Приемная мать уверяет, что ребенка никогда не била, а девочка все выдумывает.

По словам руководителя психологической службы Национального агентства по усыновлению ОФ "Ана үйі" Лауры Акатаевой, воспитание кровных и приемных детей отличается, как и их психологическая составляющая. То, что видит ребенок в среде, в которой воспитывается, то он и перенимает. К примеру, когда домашний ребенок играет, он проговаривает те слова, что ему говорили родители, ведет себя так, как они. А вот у ребенка из детского дома нет такого взаимодействия со взрослыми. Также она отметила, что 80% детей из детских интернатных учреждений – социальные сироты.

Когда приемная семья берет ребенка на воспитание, она должна понимать, что у него накоплен определенный опыт взаимодействия со своими родителями. И традиции, правила одной семьи не всегда совпадают с теми, которые существуют в приемной. Для этого и создана школа приемных родителей, чтобы они понимали, с чем могут столкнуться, – отметила она.

Как правило, дети из детдома травмированы, у них проблемы со здоровьем, с развитием и с поведением. Помимо этого, опыт жестокого обращения, пренебрежение, насилие, сцены драк и т.д. Есть вероятность, что он может воспроизвести в своем поведении увиденное ранее.  

Мы, как фонд, хотим, чтобы дети попали в хорошие семьи и у них был другой опыт – здоровых взаимоотношений между родителями и детьми, со старшими родственниками. Известный семейный психолог Людмила Петрановская ссылается на то, что даже в Скандинавских странах проживание в детском интернатном учреждении приравнивается к пребыванию в концентрационных лагерях, – подчеркнула Лаура Акатаева.

Фото из личного архива Лауры Акатаевой

Министерством просвещения прорабатывается проект по созданию приемных профессиональных семей в Казахстане. Новая форма устройства даст возможность передать детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сразу в приемную семью, минуя детские дома. Различают три вида профессиональных приемных семей: экстренные (не более 72 часов для поиска родителей, родственников детей и возврату их в кровную семью), краткосрочные (не более шести месяцев для определения правового статуса детей и семейного устройства) и долгосрочные (до совершеннолетия детей). 

Во многих странах, где есть опыт воспитания приемных детей, самым главным считается наличие сопровождения замещающих семей. Практика показывает, что сопровождение социальных работников и психологов необходимо. В одно время в Англии убрали службу сопровождения. После этого из семей начали возвращать детей, – рассказала руководитель психологической службы.

Прежде чем брать в семью ребенка, важно знать его особенности и быть готовыми к трудностям. Иначе это может привести к неуверенности в своих силах, а в худшем случае – к отвержению ребенка, вплоть до решения вернуть его в детский дом. О главной ошибке, которую совершают приемные родители, рассказала ведущий психолог-тренер Национального агентства по усыновлению ОФ "Ана үйі" Лязат Серимбетова.

Здесь нужно сказать об ожидании от приемного ребенка, его идеализации. Бывает, что ребенку меняют имя. Например, он был Стасом, а стал Бериком. И в детском саду, школе ему могут задавать вопросы: почему у тебя такое имя, ты же не похож на Берика? Родители при этом не говорят на эту тему, в то время как ребенок внутренне переживает и видит, что некому его в этом поддержать. Или усыновляя ребенка с диагнозом, сами родители не хотят принимать это, – говорит специалист.

По словам ведущего психолога, здоровых детей в анкетах практически нет. Родители, ставшие приемными, могут быть на стадии отрицания и не предпринимать никаких шагов в реабилитации, тем самым заставляя страдать ребенка от неполучения соответствующей специализированной помощи.

Нужно учитывать и мотивацию родителей, для чего они берут на воспитание. К сожалению, в Казахстане нет культуры принятия ребенка. У нас есть несколько форм: усыновление – когда родители дают свою фамилию и готовы делать все ради ребенка, приемная семья, патронат, где родители получают за воспитание деньги. У людей разные причины, почему они обращаются в детские дома: у кого-то нет в браке детей, либо кто-то достиг определенного возраста и хочет ребенка, – пояснила Лаура Акатаева.

Но есть и такие суеверия, когда берут ребенка из детдома и потом якобы могут забеременеть сами. Поэтому с потенциальными родителями проводят  диагностику, где психологи работают над истинной мотивацией.

Психологи задают различные вопросы, чтобы понять, чего они на самом деле хотят. Приемные родители – это те, кто готов отдавать, у кого есть эти ресурсы. В школе приемных родителей, у нас не все берут детей, и это хорошо, что люди осознают многие вещи, даже отказ от этой идеи – результат. Лучше отказаться от идеи сразу, чем потом он откажется от ребенка, тем самым травмируя не только себя, но и его, – отметила Лаура Акатаева.

В школе помимо психологов присутствуют и уже состоявшиеся родители, рассказывающие о своем опыте, о ситуациях, возникающих в семьях, о том, что ребенок может оговорить родителей. Большинство людей в базе ищут именно малышей, задавая определенные параметры: глаза, рост и т.д.

В детских интернатах остается трудноустраиваемая категория детей – подростки, дети из многодетных семей и дети с диагнозами. Даже малышей, если их двое забирают сразу же, а вот если трое – четверо и более, к сожалению их не берут. Поэтому для такой категории детей хотим ввести институт приемной профессиональной семьи. И в таком случае сопровождение, конечно же, будет намного плотнее. Желательно, конечно, чтобы такие семьи были с опытом воспитания приемных детей, – сказала психолог.

Большим минусом в интернатах, кроме негативного опыта, которым там делятся, есть и другой момент – у детей отсутствуют бытовые навыки.  

Дети в подобных учреждениях живут на всем готовом. Кроме того, у них нет возможности общаться с обществом. Их посадят в один автобус и везут на различные мероприятия. Поэтому они чувствуют себя другими, – считает Лаура Акатаева.

Также в общественном фонде рассказали, почему не стоит покупать подарки в детские дома.

Когда мы задариваем подарками – взращиваем в них иждивенческий настрой. Такое наблюдаем у девочек-выпускниц детских домов. Например, я поплачу – мне дадут или можно что-то не делать, а сказать "я из детского дома", и мне принесут. Почему мы видим волонтеров, которые ездят в эти дома? Они покрывают свои потребности: "Отвез подарки, какой я молодец". Еще в социальных сетях можно выложить, потешить свое эго. Никто не понимает реального результата такой благотворительности, – говорят специалисты.

В центре отметили, что государство в полном размере обеспечивает всех, кто живет в детских домах. Единственное, чего не дает государство – родительской заботы, семейного воспитания, любви. Принимая подарки, дети начинают ценить материальные блага, но отдаляются в эмоциональном плане. Нельзя не сказать и о личной безопасности. Если детям, живущим в семьях, не разрешают подходить к чужим людям, а тем более принимать от них даже конфеты, фотографироваться, то в данном случае – все наоборот.

Истории приемных родителей

Супруги Дмитрий и Людмила Звадские из города Талгара Алматинской области всегда хотели усыновить ребенка. У них родились трое детей – две дочки и сынок. Несмотря на это, они не забыли о своей мечте. Обратившись в национальное агентство по усыновлению, в семье появился четвертый ребенок – годовалый Семен. Сначала его взяли под опеку, а когда мальчику исполнилось четыре года, оформили усыновление. И это несмотря на то, что у Семена был ряд заболеваний: врожденный порок сердца, микроцефалия, низкорослость, задержка психоречевого и психомоторного развития (ЗПРР и ЗПМР) и ДЦП.

Фото предоставлено НАУ ОФ "АНА ҮЙІ"

Любовь, забота, благоприятная атмосфера в большой дружной семье и своевременная реабилитация сыграли колоссальную роль в улучшении здоровья ребенка. Семен занимается с психологом-дефектологом, логопедом, посещает массажиста, кардиолога, и с него уже снят диагноз ДЦП.

Мальчик много времени проводит с папой, помогая на приусадебном участке, сажать саженцы, ухаживать за растениями, собирать на пасеке мед.

Он очень любящий и отзывчивый ребенок. Мы его очень полюбили! Недавно отметили его шестилетие. Порой забываю, что у него было прошлое до нас. Он такой же мой ребенок, как и другие кровные. Да, он со своими особенностями, нужно просто его любить, радоваться тому, что он есть, каждой его маленькой победе, – поделилась эмоциями мама Людмила.

Фото предоставлено НАУ ОФ "АНА ҮЙІ"

У семьи Конысбаевых есть родная дочь. Они не задумывались об еще одном ребенке, пока Адиля не рассказала родителям, что всегда хотела иметь братьев и сестер. В 2018 году супруги обратились за помощью в агентство, начали изучать всю информацию, прошли подготовку в школе приемных родителей, собрали необходимые документы и получили доступ к базе данных детей-сирот. Увидев фото Армана, от которого мать отказалась сразу после его рождения, поняли, что это их мальчик. Даже диагнозы ребенка не остановили их от идеи усыновления: ДЦП, спастическая диплегия, общее недоразвитие речи.

К усыновлению необходимо долго готовиться. В Казахстане существуют школы приемных родителей, где проводятся специальные занятия и оказывается юридическая, медицинская, психологическая и социальная помощь. Конечно, этих базовых знаний даже при наличии родительского опыта не всегда хватает, поэтому к такому серьезному шагу стоит отнестись ответственно. В ваших руках маленькая жизнь.

Новости партнеров
×