Что переживают казахстанские дети в колониях для несовершеннолетних
О том, какие трудности испытывают дети, оказавшись в изоляции от общества, и что можно сделать, чтобы оградить детей от возможных правонарушений, поделилась с корреспондентом Liter.kz исполняющий обязанности начальника Управления по воспитательной и психологической работе Комитета уголовно-исполнительной системы (КУИС) МВД РК Бибигуль Мунайтпасова.
Алматинская колония ЛА 155/6 - на данный момент единственная колония для несовершеннолетних преступников в возрасте от 14 до 21 года, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления.
На сегодня в колонии отбывают наказание 49 осужденных. Самому младшему из них всего 15 лет. Дети находятся в стенах колонии до 18 лет, после чего либо пишут заявление с просьбой остаться в ней до 21 года, либо по желанию переводятся в учреждение для взрослых. Это происходит в том случае, если срок наказания превышает период достижения полного совершеннолетия.
- Бибигуль Мунайтпасова, сколько осужденных детей из полных и неполных семей? Есть ли среди несовершеннолетних осужденных дети из детских домов?
- Из 49 осужденных 18 тех, которые выросли в неполной семье. Под неполной семьей я подразумеваю семьи, где по разным причинам отсутствует мать или отец. Если точнее, то на сегодня в колонии для несовершеннолетних находятся четыре ребенка из семьи, в которой воспитанием детей занимался отец, другие 14 воспитывались у матери. Детей из детских домов в настоящее время нет. Как видите, причина не в составе семьи, в ее наличии или отсутствии. Она кроется в другом - в мотивации ребенка. Если мы говорим о семье, то большее внимание нужно уделять качеству отношений внутри семьи, а не другим показателям.
- Какие трудности испытывает ребенок, попадая в колонию?
- Ребенок, который попадает в такое учреждение, испытывает затруднение в адаптации. Он изолируется от родных и близких, что уже является стрессом, лишается привычной среды и режима. Привыкание к новому режиму – это тоже стресс, ведь даже если осужденные попали в колонию, они, по сути, еще дети, и нуждаются в заботе. Бывает и такое, что ребенок закрывается, становится замкнутым, не разговорчивым, не идет на контакт. У него начинает формироваться комплекс, который могут увидеть только профессиональные психологи, сотрудники колонии и наши воспитатели.
После того, как ребенок попадает в учреждение, в течение 15 дней он находится в карантинном отделении, где с ним работает психолог, чтобы понять его мотивацию, возможные психологические травмы и пути построения диалога с ним. 24 часа в сутки работают квалифицированные психологи и воспитатели, начальники отрядов, которые выводят его из состояния шока и помогают ему адаптироваться. Часто ребенок и сам понимает, что оступился, совершил ошибку, и в момент отчаяния наши специалисты работают с ним, чтобы не травмировалась его самооценка, ведь он выйдет на волю, и то, каким он выйдет, во многом зависит от сотрудников.
- Это правда, что некоторые родители отказываются от своих детей после того, как дети совершают преступления?
- К сожалению, есть такие факты. Родители порой отказываются от своих детей и прекращают какое-либо взаимодействие с ними. Такие дети очень болезненно реагируют, когда к другим детям приезжают их родители, они чувствуют себя ущемленными и брошенными. Очень скучают по дому, по близким, по родителям. Да, они совершили преступления, но еще раз хочу повторить, что они все-таки дети.
На мой взгляд, родители не должны забывать о том, что это их кровь, их родная частичка, которая как никогда нуждается в их поддержке. Но даже если ребенка никто не посещает, он не забывает о родителях. Уже неоднократно мы наблюдали, как такие дети стараются оставить в памяти только счастливые моменты, которые происходили с ними. Они думают о родителях, о доме, рассказывают о нем и мечтают скорее оказаться там снова.
- Детям оказывается психологическая поддержка. А как в этом отношении строится работа с родителями осужденных детей?
- Когда родственники приезжают на свидание к несовершеннолетним осужденным, с ними сначала встречаются и беседуют начальник отряда, психолог и воспитатель. Во время разговора наши специалисты пытаются донести, что родители должны вызывать у детей только положительные эмоции. Всякое в жизни бывает: какие-то конфликты, кто-то разводится, у кого-то трагические события происходят, и чтобы лишний раз не расстраивать такими неприятностями, мы рекомендуем им говорить только хорошее. Иначе у ребенка остается осадок, он и без того скучает и чувствует себя одиноко вдали от своих близких, а после каких-либо сказанных ему плохих известий – еще и беспомощным, поскольку не может ничем помочь, начинает винить себя.
Мы вытаскивали детей из сложных эмоциональных состояний после того, как некоторые родители сливали весь негатив на детей и уезжали со спокойной душой. Но детям здесь и так тяжело взаперти, и печально, что некоторые родители не задумываются, что после негативных встреч детям вдвойне тяжелее. Всем сотрудникам приходится успокаивать ребенка, уходит много времени и сил, чтобы привести его в состояние, в котором он был ранее. Иногда бывают случаи, в которых негативные известия неизбежны, в жизни бывает всякое. Мы понимаем, что в такие периоды необходимо больше контакта с родителями, и начальники разрешают дополнительные таксофонные переговоры. Это положительно влияет на их эмоциональное состояние.
- А как часто родители могут посещать детей?
- Это зависит от условия содержания: если в обычных условиях, то у них предусмотрено шесть длительных свиданий и восемь краткосрочных. В облегченных условиях – восемь длительных свиданий и 24 краткосрочных.
- Есть ли у родителя возможность забрать ребенка под свою ответственность?
- Нет. Они в колонии отбывают срок наказания по приговору суда, то есть полная изоляция от общества.
- Есть ли у вас, как у руководителя по психологической части, рекомендации для современных родителей, чтобы оградить детей от каких-либо возможных правонарушений?
- Когда дети идут в школу, и если что-то происходит не так, родители начинают винить учителей, а учителя – родителей. У многих людей всегда кто-то в чем-то виноват: другие люди, общество. Самый опасный период в жизни ребенка – подростковый. Тогда ребенок уже хочет самоутвердиться, но еще не выбрал жизненные ориентиры. В этом возрасте они находятся в поиске авторитетов среди сверстников или тех, кто старше. У меня есть только одна рекомендация для родителей – быть внимательными к своим детям, узнавать, с кем общается их ребенок, с кем подолгу проводит время, о чем говорят, познакомиться лично с его друзьями. Проявить настоящий и искренний интерес к ребенку, спросить не только об оценках в школе, но быть осведомленным о его настроении, планах, интересах, личной жизни. Быть ему не просто наставником, но и другом.
Кстати, недавно данную колонию посетили председатель КУИС Жанат Ешмагамбетов, уполномоченный по правам человека РК Эльвира Азимова, а также участники Национального превентивного механизма против пыток и жестокого обращения. Эльвира Азимова заострила внимание на том, что каждый учащийся должен иметь равный доступ к среднему образованию, как и любые дети. Данное право закреплено Конституцией РК. В ходе посещения был затронут вопрос наличия необходимого инвентаря для качественного обучения в школе для несовершеннолетних осужденных, находящейся при колонии. Как стало известно, Управление образования Алматы обеспечило учащихся школы учебниками, школьными принадлежностями и компьютерами для изучения курса «Информатики» на базовом уровне.
Вместе с тем выяснилось, этого не совсем достаточно – ученики озвучили проблему нехватки проектора и ноутбуков, в том числе для связи с родными в видеоформате, что особенно актуально в условиях карантинных ограничений. В результате при содействии акимата Жетысуского района Алматы и частного предпринимателя Айнур Жумаш удалось в двухнедельный срок найти средства и укомплектовать школу запрошенной учениками техникой. В частности, были закуплены проектор, интерактивная доска и ноутбуки.